Марта Бурр

Возвращение тигра

"Inside Kung-Fu", September, 1995

 

перевод на русский (C) С.Л.Березнюк

 

В 1970-х, когда Буксам Конг впервые открыл свою школу в Лос-Анджелесе, люди сходили с ума по кунфу. Их интерес подогревался фильмами Брюса Ли, и даже телесериалом "Кунфу", но "Когда они видели реальные вещи", - вспоминает один из учеников, - "они были просто в шоке. У школы было гигантское стеклянное окно, и движение на Голливудском бульваре могло замирать, машины останавливались, а люди смотрели внутрь. Иногда из-за этого случались дорожно-транспортные происшествия".

Внутри школы также было полно любопытствующих. Как будто недостаточно изучать хунгар (хунцзяцюань) у одного из лучших мастеров в мире - находились люди, иногда - вооруженные, которые приходили с удицы чтобы вызвать учеников на поединок, и их приходилось выставлять. "Однажды", - вспоминает один из учеников, - "наш староста Vernon был вынужден выгнать одного с помощью меча".

Но к концу 1980-х бум кунфу сошел на нет. Видя уменьшение числа занимающихся, и желая содержать семью наилучшим из возможных способов, Буксам Конг в 1987 году закрыл свою школу. Он открыл доходный бизнес - мастерскую по починке электроники - и продолжал учить самых старых, самых близких учеников на заднем дворе за закрытыми дверями. Многие в кругах занимающихся боевыми искусствами удивлялись, куда исчез один из самых высокоуровневых шифу, но Конг был весьма прозаичен:

"Я закрыл школу в 87-м, когда наал свой бизнес, так как я считал, что у меня не хватит времени на два дела. Ничто не является легким. Вы должны на что-то жить, и если вы не можете заработать на жизнь в одном месте, то вам нужно поискать другие источники".

Он вернулся, и не просто вернулся

Но теперь он вернулся. Он вновь открыл школу в январе 1994, и сегодня Buk Sam Kong's Sil Lum Pai Kung Fu Assotiation вновь действует в Лос-Анджелесе.

"Я чувствовал, что если я не открою ее снова, то мои таланты пропадут зря", - объясняет Конг. - "Я хочу передать мои таланты следующему поколению, в этом вся причина. Если бы я не вернулся вновь к преподавнаию кунфу, все мои годы тренировок были бы никому не нужны."

Конг - скромный человек. То наследство, которое он уже оставил миру боевых искусств, и США в частности, внушает благоговение. Конг - это человек, который поместил "к" в американское произношение слова "кунфу", и оно следовало вслед за его перемещением оп США, сначала на Гавайи, а затем в Лос-Анджелес. Он также был первым, кто сломал традицию и начал учить некитайцев, что вначале принесло ему неприязнь со стороны китайцев, но сегодня дало результат в 12 школ Конговской ассоциации, разместившихся от Гавайев до Германии.

При всех своих нововведениях, Буксам Конг остается традиционалистом. Он начал заниматься у своей матери, практиковавшей стиль "когти орла". Она отлада его в зал Tam Tuei когда ему было шесть лет. Двумя годами позже он встретил в школе сына Lum Jo, одного из самых знаменитых шифу стиля хунгар в Гонконге.

"Мне было восемь лет, когда я начал заниматься с Lum Jo", - вспоминает он. - "Все, что я делал первые шесть месяцев - это стояние в позиции всадника. Он мог зажечь благовоную свечу, которая горит 45 минут, и вы должны были стоять в позиции пока она не сгорит. Частью этого метода является нахождение вашего характера, проверка того, есть ли у вас терпение, действительно ли вы решили посвятить себя кунфу".

Комбинирование длинных и коротких движений хунгар

Прямая связь с хунгар

Lum Jo был для Конга прямой связью с элитной линией и происхождением хунгар. Учителем Lum Jo был его дядя - Линь Шижун, который в свою очередь был учеником знаменитого Хуан Фэйхуна, популярного народного героя, почитаемого в Южном Китае за свою доброту, честность, и высокое мастерство боевых искусств. В сотнях романов и кинофильмах нашла отражение легенда о том, что Хуан Фэйхун создал знаменитый комплекс тигра/журавля, один из длиннейших и сложнейших комплексов хунгар, который представляет всю систему.

Когда ему было 12, Конг также заинтересовался цайлифо, и начал изучать и его тоже. Цайлифо является более агрессивным стилем, чем хунгар, так как, по словам Конга, "был создан чтобы обучать бою революционеров". Занимающиеся этим стилем выкрикивают во время тренировки "Yik", "Dik" и "Wah", что являлось секретным паролем, позволявшим революционерам узнавать друг друга. В 1830-х сформировалось попольное движение, ставившее целью свержение династии Цин. Чэнь Хэн - один из анти-Цинских лидеров и основатель цайлифо - сам тренировался у двух шаолиньских монахов, которых звали Цай Фу и Ли Юшэнь. Чэнь обучил сотни революционеров, участвовавших в движении. В 70-х Конг стал представителем Всемирной ассоциации цайлифо и Гонконговской ассоциации боевых искуств, "которые обе", - говорит Конг, - "играют ведущую роль в распространении искусства вне Востока".

Такое поведение было не всегда, и Конг был первым, кто открыл двери для не-китайцев в своем гавайском зале. Он оставил Гонконг в 1956, чтобы остаться с отцом на Гавайях, и несколькими годами позже получил американское гражданство. В 1961 он был призван в армию и был послан в Корею, где, благодаря своим талантам, стал инструктором по рукопашному бою и фехтованию на штыках в своей дивизии. Он обновил старое армейское руководство по рукопашному бою, добавив туда боевые техники хунгара.

"Проводившие базовую подготовку сержанты нашли использование техник кунфу весьма отличным от прошлого, и посчитали их более эффективными, чем техники из старого руководства", - замечает он. - "Я также обновил фехтование на штыках, используя техники боя шестом и копьем, и приспособил их для использования с ружьем".

Расшифровка последовательности с предыдущих фотографий:
длинный контрудар шифу Буксам Конга также вызывает образование бреши
для нанесения двух мощных коротких ударов - в лицо и грудь

Краткий курс выживания

Так как он давал каждой группе четырехнедельный курс, было невозможно использовать традиционный способ обучения кунфу, требующий годов практики комплексов и поединков, но целью было дать солдатам краткий курс блоков и ударов. "Когда тот тип с ружьем прет на вас со штыком, а у вас в руках ничего нет, вы по крайней мере знаете как двигаться", - говорит Конг. - "Вас не заколят сразу". Конг также отмечает дисциплину солдат и их внимание к обучению. "После четырехнедельного курса они чувствовали себя лучше, они чувствовали что хоть что-то знают".

Мог ли он знать, что этот первый опыт преподавания станет его профессией, когда он в 1963 вернется к мирной жизни на Гавайях, или что это может изменить лицо традиционного китайского преподавания кунфу? В начале 1960-х на Островах были очень популярны каратэ, айкидо и дзюдо благодаря прибытию многих талантливых мастеров из Японии. Они стали друзьями Конга и просили его обучить их кунфу. Они и открыли для него его первую школу.

Конг рассказывает: "Когда я открыл первую школу на Гавайях, я открыл ее не сам. Ее открыли для меня каратэки, и прежде чем я это понял, они уже сказали: `Шифу, вот ваша школа'. Они были очень хороши, и имели также свои собственные школы. Почти все мои ученики были инструкторами по каратэ или айкидо, но школа начала расти, и скоро я имел учеников всех сортов."

Гавайи стали домом, и Конг теперь был и китайцем, и американцем. Он обучал солдат и некитайских мастеров. Он решил, что нет ничего плохого в открытом преподавании кунфу на Гавайях, и объявил публично: "Мы обучаем представителей любых рас - коричневых, черных, желтых, красных, белых и синих." Это обрушило на голову Конга шквал критики со стороны китайцев, которые хотели, чтобы искусство оставалось внутри китайской общины. Они следовали традициям, которые требовали сохранять секреты внутри монашеской общины шаолиньского монастыря, или передавать внутри семьи от отца к сыну.

Конг объясняет: "Но что вы будете делать, если сын не любит боевые искусства? В результате тайн, окружавших китайские боевые искусства, много знаний было утрачено." Когда он говорит о системах, утраченых в результате сожжения шаолиньского монастыря и гонений на монахов, его голос наполняется грустью и печалью. Потому, когда китайские традиционалисты пришли в его гавайскую школу чтобы вызвать его на бой за то, что он тренирует чужаков, по словам Конга "мы показали им нашу хорошую технику. Они пришли однажды и больше никогда не показывались". Он обучал всех, кто к нему приходил. Более важным было сохранить искусство, чем традицию сокрытия искусства.

Шифу Буксам Конг демонстрирует отрывок из сложного комплекса

Журавлиный блок и удар ногой, комбинированный с ударом змеи, иллюстрируют два из пяти имеющихся в хунгаре образа животных. Удар ногой, идущий после наружного блока, нацелен в средний уровень противника, в то время как удар змеи идёт в глаза

Комбинирование расчёта времени и перемещений:
шифу Буксам Конг одновременно блокирует удары двух атакующих (1), уходит в сторону (2) и использует силу одного противника против другого (3)

Обучайте ваших детей

Желание Конга передать свои знания и мастерство следующему поколению привело его к тому, что он переехал на материк. Это также предоставляло более хорошие возможности дать хорошее образование трем его детям.

"На Гавайях", - замечает он, - "был только один университет, в который было трудно поступить. Я думал, что в Лос-Анджелесе у детей будет гораздо больше возможностей лдя образования". Инстинкт родителя - дать детям хорошее образование - возможно распространялся и на его символических детей - его учеников.

Перед перездом на материк Конг утверждал: "Наше искусство - это объединение всех людей вместе. Кунфу может помочь всем. Мы живем в ужасном мире, и наше искусство может обогатить жизни всех человеческих существ." Но переезд на материк дал ему еще большую возможность в распространении своего искусства. Вот что он сегодня говорит о Лос-Анджелесской школе 1977 года: "Тогда я имел отличную группу. Они действительно хорошо тренировались. Я чувствовал что я рад передать все, что знаю, любому, кто действительно хочет этого и кто готов посвятить себя этому."

Тренировки в новой Лос-Анджелесскйо школе были суровыми. Как он делал это сам в начале своего пути, Конг заставлял своих учеников находиться в позиции всадника по 10, 20, а иногда и 30 минут подряд, пока под каждым из них не образовывалась лужа пота. Don Hamby, обучавшийся с самого открытия школы, а ныне - сам инструктор в одной из новых Лос-Анджелесских школ, вспоминает прибытие шифу:

"Тело у него не было крупным, но позднее мы обнаружили, что он очень мощен, очень техничен, очень натренирован. Его манеры были дружескими и сердечными, но когда он ыходил учить, вы могли видеть выходящее из него животное начало. Сначала я сказал себе, что этот парень невелик, и я с ним легко справлюсь. Однако я вскоре понял, что размер действительно не имеет значения, если у тебя есть техника. Мое тело было крепким, так как я прежде занимался бодибилдингом, но шифу сказал, что даже хотя я имею большие мышцы, я не знаю как порождать силу. Эта сила - ци - исходит снизу. С этими словами он показал на живот. Когда вы касались его, вы могли чувствовать исходящую от него силу."

"У шифу были техники на все случаи жизни", - добавляет Hamby. - "Вы пытались провести подсечку - у него была контртехника. Вы пытались выйти на его среднюю линию - а он ударял вас, очень быстро. Вы могли быть пригвождены к месту пока наблюдали за ним. И он - действительно боец, а не спортсмен, который просто исполняет комплексы. Он знает как использовать свои руки - как внутри, так и снаружи. Он посвятил всю свою жизнь этому."

Конг однажды сказал Hamby: "Чтобы быть хорошим учителем, ты вначале должен стать хорошим учеником. А хороший учитель многого требует". Задайте Конгу вопрос о какой-нибудь форме или технике в любое время - и он постарается разложить все по полочкам так, чтобы вам стало понятно. Но если вы не стараетесь сами, он вас учить не будет. Он не заставляет никого изучать что-нибудь. "Когда вы изучаете комплекс кунфу", - говорит он, - "это как пользование словарем. Что-то, чем вы пользуетесь для справок. Но вы должны прорабатывать его снова и снова, знать его все лучше и лучше, и со временем он становится вашей второй натурой. Все становится автоматическим."

"Когда вы изучаете кунфу", - добавляет Конг, - "вы изучаете значение каждого движения, и это понимание становится вашей стратегией. Если вы будете думать о том, как блокировать или атаковать, вы будете слишком медленным. Если же вы занимались так, что это стало вашей второй натурой, то ваша рука автоматически будет там, где надо". Стратегия - это искусство создавания брешей, и Конг говорит: "Это то, откуда происходят ваши инь и ян. Чтобы создать брешь, вы должны смутить ум вашего оппонента, заставить его сконцентрироваться на одной точке и забыть про остальные - после этого вы входите с атакой. Если я сделаю ложный удар ногой в ваш нижний уровень, а потом ударю вас в голову, то я оставлю вас без защиты. Это общий принцип - вы отвлекаете внимание противника на одну область, и атакуете другую". Это нарушает форму противника, выводит его из равновесия и не дает ему продолжить атаку.

Инь и ян

Философия инь и ян распространяется на хунгаровское использование жесткого и мягкого, длинных и коротких рук. "Если противник сильнее вас", - говорит Конг, - "используйте мягкий метод чтобы перенаправить его силу подальше от вас. Если вы сильнее - не тратьте много времени. Будьте жестким и просто уничтожьте его." То же самое - о длинных и коротких руках. Длинные руки используются на длинной дистанции, если противник достаточно далеко, но если он близко, то держание рук у корпуса позволяет сгенерировать больше энергии. Используя обе эти опции боец остается текучим, мобильным, способным соединять жесткое и мягкое.

Хунгар, соединяющий жесткое и мягкое, длинные и короткие руки, еще называют "кулаком пяти форм", так как эта система опирается на движения пяти животных, и была развита в монастыре Шаолинь около 500 лет назад. Тигр символизирует мощь; когти тигра - это удары и загребающие движения открытой кистью; они позволяют вам блокировать наружу, переключать углы, атаковать центральную линию тела противника, и особенно эффективны для атаки когтями в лицо. Журавль символизирует гибкость, а голова журавля - пальцы, сомкнутые вместе для образования жесткой ударной поверхности - используется для "клюющих" атак по жизненно важным областям тела: глазам, вискам, промежности, челюсти. Журавль также балансирует на одной ноге для ударов другой ногой.

Змея символизирует ваше ци, а также расщепленный змениый язык; тычок двумя пальцами в глаза или горло подобен удару змеи.Леопард символизирует скорость; лапа леопарда не загребает, подобно тигру, но используется для ударов передними костяшками пальцев, как кошачья лапа, используется как для блоков, так и для молниеносных атак. Дракон символизирует дух. Удары хвостом дракона имитируются за счет хлещущих ударов, а другой тип атаки имитирует поток огня из пасти дракона.

Когда ученик доходит до определенного уровня, Конг начинает подчеркивать важность внутренней силы - цзин ли. Она является дополнением к силе тела и мышц, развиваемой внешней тренировкой, но КОнг подчеркивает, что именно цзин ли дает силу от дыхания и духа. Дыхательные упражнения концентрируют энергию в даньтянь, в низу живота, в местонахождении ци. Цель цзин ли - породить силу от ци и сконцентрировать ее в нужных местах, таких как руки и ноги, чтобы увеличить внешнюю мощь.

Мастер многого

Конг преподает в своей школе тайцзицюань и цигун, и обучает продвинутых учеников более сложным внутренним комплексам. Он также прославлен своим мастерством в тесяцюань, или комплексе железной нити - наиболее трудном внутреннем комплексе хунгар, предназначенном для улучшения функционирования внутренних органов. Конг выучил комплекс у Lum Jo, но сам комплекс восходит в прошлое более чем на сто лет, к основателю Тецяо Саню.

Хотя Конг тренирует бойцов и устраивает полноконтактные поединки, он все еще следует традиции, повторяя ученикам и публике, что кунфу изучают для самообороны.

"В кунфу", - говорит он, - "много поколений обучали для самообороны. Мы стараемся не вредить другим. Даже когда стоит выбор между жизнью и смертью,, мы стараемся не вредить им. Эот передавалось от поколения к поколению, это - сердцевина кунфу. Когда вы изучаете кунфу, вы изучаете не только искусство кунфу и как защитить себя, вы изучаете суть кунфу. Суть кунфу в том, что вы должны быть скромным, не вредить людям и не использовать искусство попусту".

Ученики Конга очень любят своего шифу. "Я смотрю на него и уважаю его, он мне как отец", - говорит Hamby. - "Он всегда вдохновлял нас, да и сейчас продолжает. Если вы поедете в его школу на Гавайях, то увидите, что люди просто восхваляют его когда он приезжает - настолько они его любят".

"Мы никогда не делали ничего, что могло бы повредить школе или учителю", - добавляет он. - "Когда мы устраивали показательные выступления, мы старались показать самое лучшее что мы можем. Даже когда мы уделяли слишком большое внимание показательности и нуждались в большем опыте, он продолжал хорошо к нам относиться. Он мог дать даже самым неопытным возможность ывйти и получить небольшую долю признания. Он знает все способы найти хорошее в человеке".

Сегодня Конг продолжает свою традицию, обучая детей, взрослых и стариков. Школа в Лос-Анджелесе растет, в работе - новые турниры, новая группа танца льва Sil Lum Pai Kung Fu Assotiation. Новое поколение счастливо иметь такого учителя, который так тяжело трудится не ради славы, а для них.

Hosted by uCoz