текст
- Чань Тайсань,
перевод на английский и литературная обработка
- Дэвид Росс, Стефен Инносензи

Чань Тайсань: путешествие длиною в жизнь

"Inside Kung-Fu", October, 1996

 

перевод на русский (C) С.Л.Березнюк

 

Журнал Inside Kung-Fu очень нравится обоим моим ученикам и мне самому, и я очень рад позировать для фотографий и помогать писать эту статью. Я - шифу Чань Тайсань, родился в уезде Тойсань китайской провинции Гуандун в 1920 году. Сегодня я стар, но посвятил всю мою жизнь кунфу. Я изучал многие системы у лучших учителей моей страны, и специализировался в цайлифо и ламапай.

Когда я приехал в США, я увидел насколько здесь иная тренировка кунфу. Hекоторые люди говорят, что американское кунфу не столь хорошо, как в Китае, но я бы предпочел сказать что они различны. Китай и США - очень разные места, и я думаю, что тренировка не может быть одинаковой. Я надеюсь, что описав свою тренировку, я помогу американским ученикам понять оба пути.

Моя семья была зажиточной и владела землей и несколькими домами. Потому они пригласили каменщика, которого большинство звало Lai Seui-Dak. Позднее я узнал, что по-настоящему его звали Yu Hoi-Long и что он был из провинции Сычуань. Он сменил имя и переехал в провинцию Гуандун потому, что у него постоянно были проблемы из-за поединков. Yu Hoi-Long занимался как хунтоуцайвэй (замечание переводчиков: это - старое название системы чжоуцзя), так и хунцюань.

Мне было девять лет, когда я впервые повстречался с ним. Я ходил за ним, когда он работал на моего отца, а он давал мне леденцы. При этом он немного учил меня кунфу. Я выучил комплексы 5 животных и 10 животных из хунцюань, а также комплексы хунтоуцайвэй. Я учился у него даже тогда, когда был принят буддийским монахом по имени Jyu Chyuhn. Пять или шесть лет спустя он умер. Он был очень хорошим человеком и одним из лучших моих учителей.

Буддийское воспитание

Когда мне было 13 лет, мой отец умер и я был взят в ученики буддийским монахом по имени Jyu Chyuhn, так как мой дед давал много денег на ремонт монастыря. Однако я был не единственным ребенком среди его учеников. Там было много молодых ребят, прошедших церемонию пай ши (формального приема в ученики) и изучавших кунфу у Jyu Chyuhn'а. Jyu Chyuhn обучал нас цайлифо.

Здесь, в США учителя хорошо относятся к своим ученикам. В Китае это не так. Учителя очень прямолинейны и могут наказать учеников, если те не уважают учителя и традиции. Мои братья по учебе и я были очень плохими, и Jyu Chyuhn часто наказывал нас. Хотя он был нам как отец, мы также приучились бояться его.

Кунфу - это одно из самых ценных китайских сокровищ, но жизнь человека кунфу может быть очень суровой. Я тренировался в старых традициях, и мы всегда думали о кунфу как о пути выживания. Мы не верили правительству, и кругом было много преступников. Учителя не желали распространения своих секретов и часто тестировали учеников. Я хочу, чтобы люди здесь знали правду.

Lei Wei-San - самый старший из моих братьев по тренировке и мой хороший друг. У нас был одинаковый голод по кунфу. Мы часто вызывали Jyu Chyuhn'а на бой и пытались победить его. Конечно, кунфу Jyu Chyuhn'а было гораздо лучше и он всегда побивал нас. Однажды я даже атаковал его с ножом. Jyu Chyuhn просто снял тапок и хлестнул им меня по лицу.

Однако лучшие вещи в моей жизни также приходили из кунфу. У меня было много братьев по тренировке, но только одна сестра. Я ее очень любил, но знал, что Jyu Chyuhn решал, за кого она должна выйти замуж, и ничего не мог с этим сделать. Когда мне исполнилось 17, Jyu Chyuhn сказал мне, что по его мнению я должен на ней жениться. Это было счастливейшим временем в моей жизни.

Майкл Паррелла атакует с помощью чачуй (втыкающийся удар).
Чань Тайсань защищается (1) и готовится к контратаке.
Чань зашагивает (2), лишает Парреллу опоры (3)
и завершает серию с помощью бяньчуй (удар хлыста) и питуй (рубящий удар ногой).

Великое освобождение

Кунфу моей жены было очень хорошим. Мы могли заниматься вместе каждое утро, и часто она побеждала меня. Jyu Chyuhn обучил ее владению прямым мечом и парными кинжалами, а она научила меня. Мы были супругами три счастливых года.

Однажды что-то случилось с водой и многие в деревне заболели. Моя жена была уже на седьмом месяце беременности, когда заболела, и даже Jyu Chyuhn ничем не смог ей помочь. Когда она умерла, ничто более меня не удерживало. Я присоединился к Hационалистической армии, ведомой генералом Чан Кайши, и начал воевать с японцами. Я поклялся что посвящу всю свою жизнь кунфу и ничто более не причинит мне ущерба.

Многие учителя кунфу были патриотами и присоединились к армии чтобы воевать с японцами. Армия была переполнена лучшими учителями и бойцами. Я встречался и тренировался с многими из них. Первый учитель, которого я встретил - это был "Беловолосый Дьявол". Он был великим мастером хунфоцюань и являлся страшным бойцом. Я хотел обучаться у него, но в то время он решил не брать учеников. Я решил следовать за ним и искать случая уговорить его обучать меня.

Беловолосый Дьявол

Беловолосый Дьявол был столь знаменит, что все хотели вызвать его на бой. У меня было много возможностей увидеть его в бою. К примеру однажды он пошел в чайную поесть. У меня не было денег, поэтому я сидел снаружи. Вот почему я увидел людей с ножами-бабочками, пришедших к Беловолосому Дьяволу.

У Беловолосого Дьявола не было никакого оружия, но он не запаниковал. Он даже не двинулся. Он закончил пить чай, а затем перевернул стол. Он отломил две ножки стола и вышел наружу. Я уже слишком стар и не помню точно, сколько людей там было - но их было не менее четырех и не более восьми. Беловолосый дьявол просто побил их ножками стола и они убежали.

Прошло много времени, и Беловолосому Дьяволу надоело, что я хожу за ним, и он предложил мне компромисс. Он был знаменит своим леворучным шестом, и он предложил мне драться против него, используя мою технику шеста. Если бы я смог запомнить использованные им техники, и правильно их исполнить, то он мог бы согласиться обучать меня. Если бы я их не запомнил или не исполнил бы их правильно - я должен был бы согласиться оставить его в покое.

Беловолосый Дьявол побил меня так, что думал что я уже никогда не вернусь. Он использовал 13 различных техник. Я до сих пор не понимаю, как я их выполнил, но я должен был их запомнить. Я тренировал их в течении двух дней и надеялся что я выполняю их правильно. Когда я нашел Беловолосого Дьявола и показал ему техники, он был очень огорчен. Он обругал меня и спросил, как я запомнил так много техник. Я был уверен, что он не хочет учить меня, но он был человеком слова. Он показал мне несколько комплексов и множество способов применения.

Спустя годы, когда я посетил Hung Yu-Jung'а (замечание переводчиков: это учитель шифу Тай Йима), я сказал ему, что он был самым счастливым человеком во всем Китае, так как он выучил секреты Беловолосого Дьявола. Хунфо - это сильная система, ею занимаются многие как в Азии, так и в США.

Голод по кунфу

Мастер Чань Тайсань демонстрирует укол вилами для охоты на тигра.
Обратите внимание на решимость на его лице.

Мои годы в армии вызвали у меня голод по кунфу. Мой учитель Jyu Chyuhn обучил меня цайлифо, но я знал что он также изучал систему ламапай. Когда я вернулся с войны, я попросил его обучить меня ламапай, но он отказался.

У меня всегда был плохой характер, и я всегда дрался. Я дрался с другими кунфуистами, и даже западными боксерами и борцами. Jyu Chyuhn часто наказывал меня и много раз отстранял от тренировок.

Ламапай - опасная система, и он не хотел обучать меня ей. Учитель Jyu Chyuhn'а - Wong Yan-Lum - использовал ламапай чтобы победить всех бойцов в южном Китае и считался первейшим из Десяти Тигров.

Я был очень огорчен и сказал Jyu Chyuhn'у, что не нуждаюсь в нем. Я сказал ему, что будучи в армии выучил много систем, и готов победить любого. Я атаковал Jyu Chyuhn'а.

Единственное, что я помню - это поиск своих зубов. Я стоял на руках и коленях и был уверен что потерял несколько зубов. Я также продолжал думать, что Jyu Chyuhn должен убить меня. Я был уже не ребенок, и определенно пытался причинить ему вред. Вместо этого он поднял меня и взял в монастырь.

Jyu Chyuhn был моим учителем и моим отцом. Он заботился обо мне и опасался за меня. Так как он позаботился обо мне, я понял это и очень опечалился. Я извинился, и он наконец согласился обучать меня ламапай.

Тренировка кунфу очень тяжела для тела. Во время тренировок я ломал обе руки и одну из ног. Каждый раз Jyu Chyuhn лечил меня. Во время тренировок необходимо принимать травяные настои. Без трав вы будете травмироваться и ваша энергия не будет течь, и вся тяжелая работа будет впустую.

Фотографии, сопровождающие эту статью, демонстрируют базовые движения комплекса "Бацзе" с вилами для охоты на тигров (примечания переводчиков: Бацзе - это один из демонических персонажей романа "Путешествие на запад"). Это один из самых важных комплексов с вилами для охоты на тигров в китайском кунфу. Когда я тренировался, техника вил для охоты на тигров преподавалась только очень продвинутым ученикам, и была довольно редка. Сегодня многие делают комплексы с вилами. Однако многие знают форму, но не сущность.

Занятия с вилами для охоты на тигра также развивают чувство равновесия и силу запястий.

Совершенствование сущности

Многие люди могут выучить форму, но совершенствование сущности всегда очень трудно. Вам нужно практиковаться много лет, чтобы развить сущность. Когда я выучил шест восьми триграмм, мне потребовалось совершенствовать его в течении десяти лет. Я буду обучать своих учеников всему, что они захотят выучить, но именно сущность является важнейшей. Без сущности кунфу бесполезно.

Другая часто забываемая сторона тренировок - это применение. Когда я учился, мы использовали наше кунфу для боя и самозащиты. Мы всегда хотели знать применения. Сегодня некоторых интересуют только движения. Они, наверное, думают, что в них скрыта какая-то магия. Здесь нет секретов. Вы должны практиковаться и вы должны изучать применения. Без прочной базы продвинутые техники будут бесполезны.

Мне потребовалось восемь лет на изучение ламапай. Когда это было сделано, я пытался выучить еще кунфу. Я хотел выучить больше, так как знал, что каждая система имеет свои достоинства и недостатки. Я начал изучать баймэйцюань с Chan Dik-Seung'ом. Chan Dik-Seung был вторым по значимости учеником великого мастера Cheung Lai-Chung'а, и великий мастер часто посещал его школу. Вот как я с ним встретился.

Бойцы в Китае всегда были подозрительны. Они не хотели, чтобы люди изучали их секреты, а затем вызывали их на бой. Поэтому Cheung Lai-Chung никогда не учил людей из других систем и не поддерживал идею обучать меня. Я тоже ничем не мог помочь в этой ситуации.

Однажды Cheung Lai-Chung согласился поработать со мной. Я был счастлив получить возможность почувствовать энергию в его руках и увидеть как он выполняет техники, но продолжал думать, что техники, которые он делает, не могут сработать. Я попытался схватить его руку и пнуть в голень. Cheung Lai-Chung легко избежал атаки и был очень огорчен. Он сказал мне, что я неуважителен, и выгнал меня. Он был старик, но был все еще очень мощен.

Я продолжал учиться у разных учителей. Я изучал разные версии ламапай у Ma Yi-Po и Dang Ho. Я изучал дайчжи пигуа (северная обезьяна) у Chan Hon-Hung'а. Я изучал моцзяцюань у Mok Ching-Gui. Изучение различных систем сделало мое кунфу лучше и дало мне глубокое уважение ко всем системам. Сегодня я специализируюсь на цайлифо и ламапай, но иногда преподаю комплексы из других систем.

После многих лет работы на правительство, обучая фошаньский спецназ рукопашному бою и тренируя сборную ушу провинции Гуандун, я решил переехать в США и открыть школу. У меня не было много денег и я не говорю по-английски. Было трудно удержать учеников. Одни не понимали меня, другие учились короткое время и уходили. Лишь немногие старались доставить мне удовольствие своим прогрессом.

Мои последователи способствовали моему успеху. Они посвятили себя мне и помогли мне стать более известным. Я делал показательные выступления на всех национальных чемпионатах, и теперь меня знают в лицо и по имени. Теперь я постарел, и мои системы преподают мои ученики. Они сохраняют лучшее из старого и привнесли кое-что новое. Действуя таким образом они продолжат распространение моих систем.

Если вы хотите изучать кунфу, то я желаю вам удачи. Помните, вы должны найти хорошего учителя и посвятить себя ему. Мастерство труднодостижимо, и требует многих лет, но вы должны иметь терпение. Возможно вы не поймете учителя сейчас, но станете уважать его позже.

Брэндон Дюрхам атакует (1). Перрелла скручивается и смещается, при этом ловя атакующую ногу (2). Он захватывает ногу и наносит боковой удар в колено (3-5). Противник добивается с помощью удара пяткой в челюсть.

Hosted by uCoz