Дэ Хуа, У Цзянь

Кунмэньцюань

"Улинь" №4/84

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Кунмэньцюань - это кулачное искусство, распространенное в провинции Хубэй. В конце династии Мин начале династии Цин в уезде Дае плотник Сунь Тинчжан хорошо владел боевым искусством и обучал учеников. Так как он пошел в ученики к "святому Цитяню", его кулачное искусство называли кунмэньцюань ("кулак врат пустоты"). Сегодня стиль распространен в Ухань, Дае, Хуанши, Хуанган, Хуанбэй, Сяогань, Сяньнин. Однако самому молодому из учителей уже за шестьдесят. Хотя они и могут давать устные наставления, но не передают искусства в мир.

Хубэйские горы Удан широко известны в Китае и за его пределами. Кунмэньцюань не только имеет особенности как южных, так и северных стилей, но и несет большой отпечаток уданских стилей. В движениях присутствуют северные живость и ловкость, скачки и прыжки, падения и перекаты, резкость и свободность; в то же время имеются южные жесткая сила и вздымающаяся форма, скрученное усилие и выбрасывание силы, глубокие и длинные пути силы, мысль использует ци, ци подстегивает силу, выброс силы сопровождается выкриком. Требуется, чтобы внутреннее и внешнее координировались воедино, три кончика (кончики стоп, кончики пальцев рук, кончик носа) взаимно отражались, шесть координации взаимно следовали (кисти рук, локти, плечи, бедра, колени, стопы).

Содержание кунмэньцюань богато, там есть такие комплексы без оружия, как лунши (форма дракона), хуши (форма тигра), фэнши (форма феникса), яньши (форма ласточки), лунхудоу (бой тигра с драконом), хучжаньшань (гора тигриной войны), билунчжу (дракон наседает на жемчужину), лунхучудун (дракон и тигр выходят из пещеры), бачай (восемь ломаний). Оружие: топор, молот, железная линейка, маркировочный рог.

Важнейшие техники

Формы рук: кулак — глаз феникса, кулак с выставленным пальцем, кулак тигра, когти дракона. Методы действий руками: ломающий кулак, кулак набрасывающегося тела, шарящий кулак, разбивающий кулак, хлесткий кулак, накатывающаяся ладонь, трущая ладонь, запечатывающая рука, рука летящего цветка, рука золотого копья.

Формы шагов: гунбу, мабу, саньцибу, дулибу, аобу, цзопань. Методы перемещений: цзиньбу, чэбу, чжуйбу, куатяобу, лунсинбу, хоубу.

Методы действий ногами: вскапывание, хлест, толчок вбок, "ножницы", сметание, связки ударов ногами. В прыжки и падения входят кувырок, небожитель сушит одежду, погремушка-барабанчик, набрасывающийся тигр, карп бьет хвостом, накатывающийся зал, черный дракон обвивает колонну.

Методы действий корпусом: существует восьмииероглифный секрет о "заглатывании, выплевывании, погружении, всплываяии, подпрыгивании, опускании, уворачивании, разворачивании":

Заглатывание:

Иероглиф "заглатывание" порождается из медвежьего тела,
в четырех ровных и восьми стабильных надо познать прямизну;

вверху и внизу приходят удары - защищаться обязательно с наступлением,
заглатыванием и выплевыванием, погружением и всплыванием защищаешь свое тело;

некоторые используют для ударов иероглиф "выплевывание",
четыре ровных и восемь стабильных моут двигаться точно.

Выплевывание:

Иероглиф "выплёвывание" порождается из заячьего тела,
вобрать грудь и выпятить спину не растекаясь;

удар слева — золотой крюк подвешен у уха,
выброс справа — темный дракон взмахивает хвостом;

некоторые используют для ударов иероглиф "погружение",
предотвращая "выплевывание" набрасываешься на пустоту.

Погружение:

Иероглиф "погружение" - тело словно у тигра,
опускаясь плечи погружаются вниз;

подпрыгиваешь с выкриком словно раскат грома,
шагаешь словно яростный тигр выходит из горного леса;

некоторые используют для ударов иероглиф "погружение",
Поднебесная будет двигаться начиная с тебя.

Всплывание:

Иероглиф "всплывание" - тело словно у дракона,
от взлета дракона и прыжка тигра не защититься;

методы корпуса должны быть натренированы как порыв ветра,
руки бьют словно молнии;

ноги опускаются на землю словно гвозди,
иероглиф "всплывание" - не для старых.

Подпрыгивание:

Иероглиф "подпрыгивание" — словно петух встряхивается,
гордый петух подпрыгивает опираясь на два крыла;

бедра и плечи плотно координируются взаимно следуя,
обезьяна ворует персик легко взмывая;

некоторые бьют за счет подпрыгивания,
наступая и отступая побеждаешь словно рыба ворующая корм.

Опускание:

Иероглиф "опускание" происходит из горного орла,
стабильно опускаешься с легким корпусом, пальцы вцепляются в землю;

голодный орел хватает добычу яростно набрасываясь,
пара когтей ловка словно лезвия;

опускаешься беззвучно и бьешь,
схватка орла и обезьяны определяет победу и поражение.

Разворачивание:

В иероглифе "разворачивание" форма огромна,
давишь полностью опираясь на стопы;

разворачиваешься в защите и атакуешь,
не разворачиваясь и не смыкаясь — не войдешь во врата;

если спросишь — почему иероглиф "разворачивание"?
- осознаешь, что последователи "пустоты" не в этом.

Уворачивание:

Иероглиф "уворачивание" порождается из обезьяньего тела,
руки, глаза, тело и ноги живые;

вверху бьешь — снежинки яростно накрывают вершину,
внизу бьешь — обратное подвешивание золотым крюком;

иероглиф "уворачивание" происходит из демонстрации множества трансформаций,
взаимное следование наступлений и отступлений основано на уворачивании.

Трактаты по кунмэньцюань широко распространены в народе. Пример: "Голова упирается в небо словно железная, руки прижаты к бокам, кисти рук как вата, поясница как железо. Пальцы ног вцепились в землю - голова упирается в небо, подать плечи и переслать ягодицы оживляя оба плеча. Есть сила — вперед, нет силы — в сторону. Перевернутая ладонь золотого копья - святому небожителю трудно защититься. Вобрать корпус и повернуться боком — форма идет за формой, заглатывания и выплевывания, погружения и вснлывания должны четко различаться. Рот выбрасывает пять звуков сквозь жидкость внутренностей, лицо строгое и справедливое, сердце и руки ловкие. Гвоздь не гвоздь, копание не копание, ты не двигаешься - я не атакую. Избежать острия и вспороть петушиным боем, противник выбрасывает руку — рука разбита".

Выше приведены требования к технике кунмэньцюань, они различаются в северной и южной ветвях, имеются также различия в отдельных местностях.

Hosted by uCoz