Хэ Синьлянь

Уцзухэянцюань

"Улинь" №1/81

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Уцзухэянцюань [кулак Хэ Яна и пяти предков] - это один из видов южного кулака. Он распространен в таких уездах и городах провинции Фуцзянь, как Сямэнь. Юнчжоу, Цзиньцзян, Лунси, Таньчжоу.

Говорят, что создателем уцзухэянцюань был Цай Имин. Родом он был из Утанбанвэй уезда Цзиньцзян провинции Фуцзянь, с малых лет полюбил ушу. В то время в Цзиньцзян из Хэнаньской области приехал торговец предметами искусства Хэ Ян, и Цай Имин, глубоко уважая его боевое искусство, пригласил его в свой дом и поклонился как учителю, стал усердно перенимать мастерство. Несколько лет спустя Хэ Ян заболел и умер, и Цай Имин отвез гроб с телом учителя на его родину в Хэнаньскую область. Путь туда и обратно занял десять лет, по дороге он знакомился с разными учителями и изучал разные виды боевого искусства. Усердной тренировкой Цай Имин выучил немало вещей, посмотрел мир, приобрел знания, мастерство постепенно достигло совершенства. Перенимая достоинства разных школ, на основании байхэцюань, юаньхоуцюань, лоханьцюань и дацзуньцюань, добавив собственный опыт он составил новый стиль. Чтобы не забыть и своего учителя Хэ Яна, он назван новый стиль "уцзухэянцюань" - "кулак пяти предков и учителя Хэ Яна". С той поры стиль и начал распространяться. В 1936 году, с подачи одиого из "Пяти тигровых генералов" [прим.перев. - пять мастеров ушу, учредившие Институт гошу провинций Гуандун и Гуанси] в Сингапуре было открыто "Общество гошу Имина", начавшее распространять стиль в Сингапуре и на Филиппинах.

Уцзухэянцюань представляет собой целостную систему кулачного искусства как с точки зрения таолу, так и с точки зрения боя и тренировки. В честь столь замечательного учителя ушу в его родной деревне до сих пор сохраняют парные надписи, гласящие "Нефритовой линейкой измерять мир наблюдая журавля, под светом лампы начинать танец в ночи слушая петуха" и "На исправление тела и вскармливание ци полагаясь в качестве базы, тренировать работу и тренировать искусство добиваясь Единого Ци".

В таолу без оружия стиля уцзухэянцюань входят: саньчжань (три войны), шиэрцюань (12 кулаков), тяочжа (вспарывание плотины), дасымэнь (удар по четырем вратам), цинфэнцюань (кулак темного ветра), ляньчэнцюань (кулак непрерывной стены), тоучжа (головной укол), эрчжа (второй укол), саньчжа (третий укол), чжунгуаныцоань (кулак средней управы) и цяньцзыда (удар иергоглифа "тысяча"). В комплексы с оружием входят кайшаньфу (топор, раскалывающий гору), цинлундадао (алебарда темного дракона), шуангуай (парные костыли), хэяншуйхогунь (шест воды и огня Хэ Яна), цимэйгунь (шест высотой до бровей), па (пика с когтями), баньдэн (деревянная скамейка) и чутоу (мотыга). Комплексы можно тренировать как в одиночку, так и в паре. Кроме того, есть такие виды наработки, как кручение палочек для еды, хватание кувшина, кручение палки, сжимание мешочка с песком, удары по животу, удары по груди, обхлопывание ребер.

Особенности натренировывания уцзухэянцюань: движения простые и широкие, перемещения устойчивые и сильные, место за местом проявляются, формы героические. Требуется: встряхивать плечами и сновать лопатками, с помощью ци помогать силе, выбрасывать силу с криком, хочешь выбросить — сначала вбери, жесткое и мягкое взаимно протекают. Точка бай-хуэй поднята - голова прямая, челюсть поджата - шея сильная, плечи опущены — грудная клетка прикрыта, встал на цыпочки — есть порождение силы (есть также тренировка поджимания пальцев ног). Низ живота нужно защищать, копчик сжат, поднять кишки и подвесить живот, ци кружится внутри. Ногами бьют не выше пояса. Обычно используют фронтальный удар ногой, вращательный, подвешивающий, толчок ногой вперед и толчок ногой вбок.

За счет длительной тренировки уцзухэянцюань можно оказать благотворное влияние на внутренние органы, укрепиться физически; кроме того можно повысить уровень боевых возможностей.

Hosted by uCoz