Линь Юнчан
из Аомэнь

Известный мне кулак дракона

"Улинь" №8/82

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Сто рек текут из одного истока, четыре моря — одна семья. Наше ушу делится на северную и южную ветви, именуемые "кулак юга" и "нога севера". На юге предпочитают кулаки, преобладают короткие мосты и короткие руки; на севере предпочитают ноги, в основном длинные мосты и большие позиции.

Хун, Лю, Цай, Ли, Мо - пять больших школ, они знамениты во всех местечках в Гуанси и Гуандун, цветут пышным цветом, хорошо известны всем занимающимся боевым искусством, являются типичным представителем южного кулака.

Но с ходом времени вещи непрерывно изменяются и создаются, из сути выделяется суть. Развитие ушу, как и развитие культуры, происходило за счет практической деятельности и тяжелого труда. Иероглифы зародились из рисунков, и постепенно стали такими, какими мы их видим сейчас. Ушу зародилось из приемов охоты и драки первобытных людей, из подражания животным постепенно сформировались десять подражательных стилей: дракона, змеи, тигра, леопарда, журавля, льва, слона, лошади, обезьяны и тигренка. Стили хоть и разные, но у всех свои достоинства. В любой школе ушу можно атаковать с наступлением и защищаться с отступлением; с юга школа или с севера — везде используют руки, глаза, методы корпуса и шаги для атаки и защиты, различаются лишь методы, везде есть своя специфика.

В нашем ушу очень много школ, словно облаков в небе или волн в море, знаешь про одни и не знаешь про другие. Потому буду говорить про стиль дракона, хотя и знаю я не больше, чем говорил мне учитель Линь Яогуй, да и то поверхностно; кроме того дунцзянский говор моего учителя тяжеловато понимать, некоторые слова по слуху не разобрать, а письменного текста нет. Термины ушу, названия приемов и комплексов - все существует лишь в устной передаче, ошибки имеются, их трудно избежать. Устные правила о методов кулаков выглядят примерно так:

Ортодоксальные устные правила о методах кулаков стиля дракона:

Правила умэйцюань распространены в мире, вобрать грудь, втянуть живот, ягодицы подобрать. Опустить руки и свесить локти, дух пронизывает до пальцев, в мабу при поворотах и движении не застреваешь. Преследуешь ударами поперечного кулака разделяя влево и вправо, две руки перед грудью защищают голову. В стиле дракона осесть поясницей, руки подобны стрелам, взгляд подобен метеору, ноги - как буравы. Хочешъ узнать о правильном выполнении ударов — запомни требования законов кулачных трактатов. Вошедшему во врата все передается изустно, гунфу воспринимается нелегко.

Выше приведено краткое описание методов гунфу моей школы. Что же касательно того, как методы дракона попали в мир, то по рассказам учителя Яогуя, в возрасте двадцати лет он с наставником отправился на гору Лофушань в храм Хуашоутайсы на празднование Дня рождения Будды, в результате чего смог поступить в ученики к чаньскому учителю Даюю. Тот был искусен в лунсин мэйхуацюань (кулак сливы мэйхуа формы дракона). Говорят, что этот стиль зародился из трансформаций методов перемещения на столбах сливы мэйхуа, и передается от монахини Умэй. Яогуй, будучи уже искусен в шаолиньских методах, пользуясь указаниями известного учителя смог воспринять передаваемое. Затем учитель вернулся на родину, обучал учеников в деревушке Сянфулобутоуцунь, затем преподавал стиль дракона в Гуанчжоу в зале Сяобэйшэгуан. Своим комплексом "лунсин моцяо" он стал известен в мире, Ли Цзишэнь пригласил его преподавателем ушу, и он в 30-х годах широко прославился в Гуанчжоу. Он был искусен в методах облачных рук, движения были ловкими и быстрыми, непрерывными соскабливаниями затягивал удар, получил прозвище "Дунцзянский тигр". Со временем у него появились школы в Гонконге и Гуанчжоу, помимо официальных лиц он тренировал и простых рабочих. После образования нового Китая учитель Яогуй поселился в Гуанчжоу, там я с ним и встретился, и стал изучать стиль дракона. Благодаря усилиям учителя Яогуя, в последние десятилетия стиль дракона стал распространяться в районе Гонконг - Макао. Этому помогали старший сын Яогуя — Линь Хуаньгуан, второй сын — Линь Шаньгуан, которые продолжили дело отца в Гонконге и Коулуне. Штаб-квартира Общества стиля дракона находится в Коулуне на Шанхайцзе, отделения имеются в США, Великобритании, Канаде.

После образования нового Китая Госкомспорт и местные спорткомитеты с огромными усилиями стали работать над культурным сокровищем китайского народа - ушу. В 1956 году Гуандунский спорткомитет организовал в Гуанчжоу Гуандунекий фестиваль по обмену опытом в ушу. Это событие собрало представителей разных школ и направлений, учитель Линь Яогуй был приглашен судить выступления по южному кулаку. Так как ему в то время было уже за восемьдесят, то ни о какой более тяжелой работе не могло быть и речи. Он отправил выступать меня и другого своего ученика - Хань Жуня. С тех пор я принял участие в огромном количестве фестивалей, вплоть до 1963 года, когда врачи запретили мне это делать, но мои коллеги продолжают выступать и до сих пор.

В Гуанчжоу сейчас живут такие ученики, как Ма Цзи, Цзэн Гэнь, Цзинь Вэйцюань, а также младший ученик Чжао Чжэн и их ученики. Они пролили немало пота в деле развития и распространения стиля дракона. Каждое утро их можно видеть в парках Шамянь, Вэньхуа, Юэсюшань, у мемориала патриотов, где они тренируют учеников.

Hosted by uCoz