Шу Чжун

Восемь больших школ эмэйского ушу

"Улинь" №5/83

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

В начале династии Цин буддийский монах законоучитель Чжаньжань в "Записки об эмэйском кулаке" написал: "На дереве раскрываются пять цветков, пять цветков опираются на восемь листьев, чистых как эмэйская луна, озаряющая своим светом реки и озера".

"Эмэйская луна" - это знаменитое эмэйское направление ушу. "Пять цветков" указывает на пять крупнейших направлений эмэйского ушу, "восемь листьев" — это восемь крупнейших школ эмэйского ушу. Эмэйское ушу идет наравне с шаолиньским и уданским, имеет древнюю историю, немало стилей уже утеряно, многое неисследовано, потому в последние годы автор общался в провинции Сычуань со старыми учителями и любителями ушу из народа, и представляет собранный материал.

Прежде, чем рассказывать о "пяти цветках" и "восьми листьях", рассмотрим вкратце особенности эмэйского ушу.

Особенности эмэйского ушу

С древних времен в знменитых буддийских и даосских монастырях провинции Сычуань в Эмэй, Цинчэн, Хуаянь, Цзуньу монахи помимо сидения в созерцании и молений Будде упражнялись с копьями и шестами, тренировали кулаки и ноги, постепенно формируя прославившееся на всю страну эмэйское ушу. Эмэйское направление вобрало в себя достоинства буддизма и даосизма, как даосское движение, так и буддийское созерцание, сформировав методы наработки, сочетающие движение и покой. Из соединения подобных мегодов наработки с кулачным искусством, методами владения оружием и приемами саньда в единое целое и сформировалось эмэйское ушу.

Параллельно с этим в течение многих веков среди жителей провинции Сычуань распространялись специфические методы тренировки.

В правилах эмэйского ушу равно прорабатывают движение и покой. В наработке движением есть 12 столбов: иероглифов "небо", "земля", суффикс "чжи", "сердце", "дракон", "журавль", "ветер", "облако", "большой", "малый", "уединенный" и "мрак". В наработке покоем есть шесть больших методов: "наработка тигриного шага", "наработка тяжелым ударом", "наработка съежившейся землей", "наработка подвешенным накатыванием", наработка нажатием на точки", "наработка черным весельем". Среди них в "наработке нажатием на точки" 36 форм методов нажатий на точки Небесной Выси обладают огромной силой, их можно использовать как в качестве лечебного массажа, так и для победы в бою.

Как говорил старый мастер ушу Чжао Цзыцю из провинции Сычуань, в эмэйском ушу - как и в шаолиньском, и в уданском - прорабатывают "тело и использование готовятся параллельно, внутреннее и внешнее нарабатываются параллельно", то есть совмещаются методы оздоровления и боевые техники, внутренняя и внешняя наработка. Однако манера у трех направлений различна, у каждого есть свои достоинства, их можно различить по трем позициям "внутреннее и внешнее", "жесткое и мягкое", "длинное и короткое".

1."Внутреннее и внешнее": в шаолиньском направлении уделяют большое внимание наработке каркаса, его называют "искусством внешней семьи". В уданском направлении большое внимание уделяют наработке дыхания, его называют "искусством внутренней семьи". В эмэйском направлении внутреннему и внешнему уделяют равное внимание.

2."Жесткое и мягкое": шаолинь славен жесткостью, удан славен мягкостью, в эмэйском ушу "жесткое - ломай, мягкое — сворачивай", прорабатывают "жесткое и мягкое готовятся параллельно".

3."Длинное и короткое": в шаолиньском ушу много работают на длинной дистанции, в уданском — на короткой, в эмэйском в равной степени используют и длинное, и короткое.

В эмэйском ушу используют силу пяти пиков и шести локтей. Пять пиков это: голова, плечи, локти, ягодицы и колени; шесть локтей - это: верхний локоть, нижний локоть, левый локоть, правый локоть, обратный локоть, перевернутый локоть. В приемах прорабатывают ловкость рук и ног.

Основные приемы эмэйского ушу это "взвиться", "переместиться", "увернуться", "подпрыгнуть", "всплыть", "погрузиться", "вобрать", "выплюнуть". При династии Мин Тан Шуньчжи написал "Кулачные правила монахов-воинов с гор Эмэй", живо и образно описав особенности эмэйского ушу.

В эмэйском ушу специально обращают внимание на "боевую добродетель", "искусство гуманности", "вскармливание ци", занимающийся боевым искусством должен быть искренним: "не прорабатываешь боевой добродетели - станешь злодеем", потому во всех стилях на первом месте стоит защита. Помимо этого каждый занимающийся боевым искусством должен обладать гуманизмом и внутренней чистотой.

Восемь больших школ эмэйского ушу

"Пять цветков опираются на восемь листьев". "Лист" в начале, "цветок" - в конце. Как говорят старые мастера ушу, "лист" - это техническая манера, "цветок" - это район распространения, потому в данной статье сначала разбираются "восемь листьев", а уж потом "пять цветков".

"Восемь листьев" — это восемь стилей эмэйского ушу: "Сэн, Юэ, Чжао, Ду, Хун, Хуа, Цзы, Хуэй".

Сэнмэнь

Сэнмэнь:
Фу Шансюнь демонстрирует холунцюань

"Сэн" может заменяться на "шэнь" или "сунь". И "шэнь", и "сунь" означают "обезьяна", смысл в том, что у обезьяны ловкие плечи и руки. В трактатах по кулачному искусству говорится: так как в горах Эмэй много буддийских святых мест, то и говорят "сэнмэнь" ("врата монаха"). Живший при династии Тан поэт Ли Бо написал: "Слушаю сычуаньского монаха играющего на цине".

Особенности сэнмэнь: кулаки, ладони, локти и ноги используются в равной мере, удары идут слева и справа, удар за ударом теснишь человека. В проработке каркаса основное - статическая наработка. Стараются дождаться атаки противника и контратаковать, "вначале пустой - в конце полный".

Сэнмэнь распространен на западе и юге Сычуани, в комплексы без оружия входят холунцюань (кулак огненного дракона), ляньбуцюань (кулак тренировки шагов), даляньхуаньцюань (большой непрерывный кулак), хубаоцюань (кулак тигра-леопарда), лютунтцюань (кулак шести пронизывающих). Холунцюань является типичным комплексом сэнмэнь.

Юэмэнь

Юэмэнь:
зам.пред.Сычуаньской ассоциации ушу
Чжао Цзыцю демонстрирует цзиньсошоуцюань

Говорят, что стиль идет от Юэ Фэя, но документами это не потверждено. Особенности: низкие позиции, при ударе передняя рука должна повернуться вокруг своей оси наружу, говорят что "не нарисуешь кружка - не сформируешь кулака, не сможешь отградиться от атаки противника". При ударе сила велика, прорабатывают удары с опиранием корпусом, во многом используют силу пяти пиков и шести локтей, идя навстречу противнику. Основная форма шага — это гунцзяньбу (левая нога делает полшага вперед и сгибается как лук, правая нога распрямляется как стрела).

Юэмэнь распространен на востоке и юге Сычуани. В комплексы без оружия входят: цзиньсошоуцюань (кулак золотого опутывания рукой), юэцзяцюань (кулак семьи Юэ), шиэрляньцюань (12 непрерывных кулаков), юциньцюань (кулак странствующих захватов), байюань вантяо (белая обезьяна смотрит на персик), цзюгунь шибадяо (9 кувырков и 18 падений). Основное оружие — шест, тренируют как правило в паре.

Чжаомэнь

Чжаомэнь:
мастер ушу Ма Чжэньдай демонстрирует хэйхуцюань

Техника школы относится к шаолиньскому направлению, проявляется манера кулачного искусства Чжао Куанъиня, потому и назвали "чжаомэнь". В манере - прыжки и перепрыжки, движения разворачиваются на большой площади, манера отлична от южной "нога не поднимается выше колена". Однако в чжаомэнь нет сюаньфэнцзяо, имеется лишь удар ногой в сторону. В этом стиле основа - высокие позиции.

Чжаомэнь распространен на юге Сычуани. В комплексы входят: мэйхуачжоу (локти сливы мэйхуа), хэйхуцюань (кулак черного тигра), цимэньцюань (кулак удивительных врат). Из оружия используют серп и парные мечи-дао. В рифмованых правилах о мэйхуачжоу говорится: "ветер движется - словно гром гремит, мысль движется - словно стальной меч, сердце движется - как огонь обжигает, шаг движется - словно гора Тайшань, кулак движется — словно стреляет лук, выстрел из лука убивает тигра, название и происхождение этого стиля — эмэйские локти сливы мэйхуа".

Думэнь

Думэнь:
зам.пред.Сычуаньской ассоциации ушу
Ван Шутянь демонстрирует вэньцзиньцюань

О происхождении думэнь есть несколько версий. Согласно одной из них "ду" означает "дуцзе" ("завалить", "прервать"), то есть прерывание атаки противника. В технике стиля мало приемов, выполняемых кулаками, много приемов с использованием ладоней, постоянно идут опутывания и запечатывания, искусно используется мягкое усилие. Именно так исполняет комплексы сычуаньский учитель ушу Чэнь Сяодун. Согласно другой версии, "ду" происходит от "схемы восьми строев", составленной жившим в период Троецарствия великим полководцем Чжугэ Ляном. Некоторые утверждают, что стиль идет от знаменитого бойца из провинции Цзянси, которого звали Ду Гуаньинь, при династии Цин в годы правления под девизом "Цяньлун" преподававшего в Сычуани. Ду Гуаньинь был искусен в циньна, что хорошо заметно в этом стиле. Прорабатывают в этом стиле и методы опрокидываний, но они отличаются от обычных методов бросков, а основаны на смещении центра тяжести противника.

Думэнь распространен на севере Сычуани и в Наньчун. В комплексы без оружия входят вэньцзиньцюань (кулак спрашивания о переправе), яоцзыцюань (кулак ястреба), из оружия в стиле используют копье, шест, алебарду-дадао.

Хунмэнь

Хунмэнь:
член Всекитайской ассоциации ушу
Ли Или демонстрирует хунцюань

Хунмэнь распространен в Сычуани сравнительно широко, к его особенностям относятся прямолинейная атака, большое раскрывание и большое смыкание, тяжелые руки и тяжелые ноги, жесткое усилие. В защите используется много блоков предплечьями, что называется "спрятать жемчужину в рукаве": "приходит высоко - вспарывай вверх, приходит низко перешибай вниз, не высоко и не низко - хлопни рукой".

Хунмэнь еще называют "хунцюань" (кулак потока), что может быть записано и как "хунцюань" (красный кулак). В древности Го Сифэнь писал: "современные люди говорят, что хунцюань происходит от Сунского Тай-цзу" и "сегодня люди говорят, что хунцюань идет от Сунь-цзы и У-цзы, прошел через Ци (Цзигуана), требует реальной силы, вобрал суть как внутренних, так и внешних стилей". Помимо двух вышеприведенных версий, в народе существуют еще две: по одной из них, стиль идет от Тай-цзу Чжао Куанъиня, так как он был известен своим красным лицом, то и называют "красный кулак", однако эта версия скорее подходит для чжаомэнь; по другой в ходе антицинской борьбы немало стилей соединилось, и назвались "хунмэнь" (врата потока), "хунбан" (страна потока), данный стиль - это то, что они натренировали.

К комплексам без оружия хунмэнь помимо дахунцюань (большой хунцюань) и сяохунцюань (малый хунцюань) относятся также наньшаньсаао (разламывание южных гор), хояньшаошань (пожар выжигает гору), эрлухун (второй комплекс хунцюань), яньцинхун (красный Янь Цина), дабасянь (большие восемь небожителей); из оружия используется усюдао (меч-дао пяти прекрасных), паньлунцян (копье свернувшегося дракона), чуньцюдао (меч-дао Весен и Осеней), шест, скамейка.

Хуамэнь

Хуамэнь:
специалист по ушу Чжан Пэйлянь
демонстрирует сычуань наньцюань

Хуамэнь еще называют "цаньбимэнь". "Цань" ("шелковичный червь") - потому, что действия кулаков подобны выпускающему нить шелковичному червю, непрерывны и безостановочны. "Би" ("закрывать, преграждать") - потому, что в схватке плотно перекрывают руки противника, избегают полного и атакуют пустое. Некоторые говорят, что стиль назван "хуамэнь" (врата трансформаций) оттого, что методы рук взаимно трансформируются, словно цветки меж веток, но чтобы не путать с "хуацюань" ("кулак цветков"), пишут "хуамэнь" ("врата трансформаций").

Манера хуамэнь противоположна хунмэнь. Здесь нет большого раскрывания и большого смыкания, используется мягкая трансформация, основное - искусность малого, используются кисти рук и запястья, "покорить трансформацию силы врага, вытянуть атаку и провалить в пустоту". В этом стиле большое внимание уделяют тренировке методов действий одной рукой, в основные методы рук входят: хвост, углубление, подвешивание, захват; требуется "ладонь не отделяется от желудка, локоть не отделяется от пазухи", при ударе кулаком "чешут голову и подвешивают крюком", прорабатывают легкость и скорость рук и ног.

Основным комплексом хуамэнь является саньшилю бишоу (36 перекрывающих рук). Саньшилю бишоу еще называют сычуань наньцюань (сычуаньский южный кулак) и "тяньганшоу" (рука небесной выси), что является сокращением от "тяньгансин саньшилю" (36 звезд небосвода), его содержание очень богато, методы многоизменчивы, защита и атака идут плотно, жесткое и мягкое взаимно опираются, вдали пинают - вблизи возвращают, вдали бьют руками — вблизи бьют локтями.

Цзымэнь

Цзымэнь:
зам.пред. научно-исследовательского отдела
Всекитайской ассоциации ушу Си Юньтай
демонстрирует цзючжунцюань

Заключительные позиции в комплексах этого стиля имеют форму иероглифов "чжи" (суффикс) и "и" ("единица"), отсюда и название ("врата иероглифа"). Некоторые утверждают, что иероглиф "цзы" ("иероглиф") использован вместо иероглифа "чжи" ("ум, разум, мудрость"), что означает достижение победы с помощью разума. Особенностью стиля являются высокие позиции, бой на длинной дистанции, большие поднимания и опускания, ударов ногами мало, при ударе кулаком производится мощный выдох.

Цзымэнь распространен в таких уездах Сычуани, как Гуанъанъ, Юэчи. В комплексы без оружия входят цзючуйцюань (кулак девяти ударов), цичуйцюань (кулак семи ударов), багуали (сила восьми триграмм), тинцзыли (сила беседки), динцзыли (сила установленного иероглифа), усуншоу (руки У Суна), чжицзышоу (кулак иероглифа "чжи"). В наше время этим стилем владел сычуаньский мастер ушу законоучитель Хайдэн, он изучал искусство у монахов в горах Эмэй, постиг его глубоко, его эмэй тунцзыгун (эмэйская гимнастика юноши) мягка словно вата, жестка как железо.

Хуэймэнь

Хуэймэнь:
член Всекитайской ассоциации ушу
Чжао Цзыцю демонстрирует шэньцюань

Хуэймэнь (врата общества) еще называют хуэймэнь (врата сообразительности), его базовые позиции сходны с цзымэнь, однако в хуэймэнь подчеркивают важность "глядя на учителя безмолвно подражать", при тренировке произносят заклинания, выбросу силы помогают издаванием звуков "хай", "мин", "сюй". Классическим комплексом хуэйцюань является "шэньцюань" (священный кулак). В прошлом шэньцюань тренировали в байляньцзяо (тайное общество Учения Белого Лотоса) и хундэнцзяо (тайное общество Учения Красной Лампы). На основе соединения особенностей цигун с техникой кулачного боя и был составлен комплекс, который укрепляет тело и помогает победить врага, коротко называемый "усилие разрубания пустоты", однако в рассказах его сила оказалась сильно преувеличена. Шэньцюань распространился в таких провинциях, как Сычуань, Хубэй, Гуйчжоу. В Сычуани он в основном встречается в горах Ушань и вдоль Янцзы.

Пять направлений эмэйского ушу

"Пять цветков" - это пять крупных направлений эмэйского ушу.

Хуанлинское направление

Распространено в окрестностях Чэнду, техническая манера совпадает с сэнмэнь и юэмэнь. О происхождении названия ("желтый могильный холм") есть четыре версии. Согласно одной, оно происходит от названия кумирни. По второй, в Чэнду находится могила императора Чжаоле (то есть Лю Бэя). По третьей, при династии Ции и годы правления под девизом "Цзяцин" это искусство преподавал даос Хуалин. По четвертой, направление пришло в провинцию Сычуань из провинции Шэньси, а так как в Шэньси похоронен предок всех китайцев — Хуан-ди (Желтый Император), то отсюда и название.

Дяньиское направление

Распространено на востоке Сычуани. В уезде Пэйлин есть пещера Дяньи (Прикосновения к Переменам), говорят что при династии Мин неоконфуцианец Лай Фуцзы в этой пещере изучал "И Цзин", отсюда и название. Перед Освобождением эта местность прославилась такими бойцами, как "силач Чэнь", "речные жерди", "летающий над травой". Техническая манера этого направления также подобна сэнмэнь и юэмэнь.

Цинчэнское направление

Распространено на западе Сычуани. Название происходит от гор Цинчэншань. Цинчэншань - это священное для даосизма место, здесь немало даосов, занимающихся боевым искусством. Очень любит боевое искусство и здешний народ. Прославившиеся при династии Северная Сун Ван Сяобо и Ли Шунь происходили именно из Цинчэна.

Тефоское направление

Распространено на севере Сычуани. Еще называют Юньдинским направлением. Названия, возможно, связаны с монастырями Тефосы (Храм Железного Будды) и Юньдинсы (Храм Упирающийся в Облака). Манера сходна с чжаомэнь и думэнь.

Циннюское направление

Распространено на востоке Сычуани. Здесь во всех уездах распространен даосизм, находятся горы Циннюшань, много хороших бойцов, в народе широко распространена история о том, как "даос Цинню победил хэшана Хуанлуна". Согласно ей, в "Хочжутан" был хэшан Хуанлун, искусный в боевом искусстве. Он самоуправствовал, и в течение двадцати лет никто не мог ему противостоять. Однажды его неожиданно вызвал на бой старый даос Цинню. Дрались они три дня. В первый день хэшан, видя что старый даос слаб, рассмеялся: "победа не потребует большой силы!". В ходе боя даос постоянно уворачивался. На второй день оба и атаковали и защищались. На третий день старый даос сказал: "к бедному даосу вернулась сила неба", и он одним ударом победил хэшана. С тех пор Циинюское направление и прославилось.

Hosted by uCoz