У Цзиньцзэ
из сингапурского "Хуншэн гуань"

История цайлифоцюань

"Улинь" №11/83

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Стиль цайлифо происходит из города Фошань, что в китайской провинции Гуандун. К настоящему времени он уже насчитывает более чем стасемидесятилетнюю историю, а занимающиеся им люди встречаются во всех уголках мира. В Гонконге, Сингапуре, Малайзии, Филиппинах, Таиланде, Индонезии, Австралии, даже в Канаде, США, Великобритании, Франции, Нидерландах, Швеции и Бельгии есть около 30 тысяч занимающихся цайлифоцюань. Он стал одним из крупнейших стилей кулачного искусстна "страны к югу от хребтов" [прим.перев. - образное название провинций Гуандун и Гуанси].

Чтобы проследить формирование цайлифо, необходимо обратиться к горькой истории монастыря Шаолинь.

Когда династия Мин сменилась на Цин, то в монастыре Шаолинь, что в Юнчжоу в провинции Фуцзянь, собралось немало патриотов. Они решили свергнуть Цин и восстановить Мин, используя буддизм в качестве прикрытия а на самом деле готовя восстание. В годы правления под девизом "Юнчжэн" среди монахов нашелся предатель по имени Манинр, связавшийся с цинским правительством, монастырь был окружен, храм с тысячелетней историей был разрушен в один день. Погибли практически все монахи числом более тысячи, выжили лишь пятеро. Позднее их прозвали "пятью родоначальниками из Шаолиня": Цай Дэцзун, Ли Шикай, Ху Дэцянь, Фан Дахун и Ма Чаогуан.

Пятеро родоначальников из Шаолиня были людьми исключительного мужества, и сумели пережить несчастье. Однако вновь возвращаться в монастырь смысла не было. Они разошлись каждый своей дорогой, поклявшись распространить в мире шаолиньское боевое искусство, чтобы свергнуть Цин и восстановить Мин. Чтобы отразить это единство, пятеро родоначальников были прозваны "Пять монахов-канонников". Так в годы правления под девизами "Юнчжэн" и "Цяньлун" к югу и северу от Великой реки появились последователи пятерых монахов-канонников, они появлялись и исчезали как по волшебству, поднимали шум на востоке и били на западе, представляя определенную угрозу для цинского правительства. Согласно историческим хроникам провинции Гуандун, пятеро шаолиньских монахов-канонников действовали там довольно успешно. Отсюда и начинается формирование цайлифо.

Цайлифо происходит от Чэнь Хэна, родившегося в то время. Он с детства изучал ушу кулачные методы Цая и Ли (Цай - от монаха Цай Фу, Ли - от Ли Фашаня). Так как силы он был великой, то продвигался вперед с гигантской скоростью, и вскоре стал богатырем. В то время побережье провинции Гуандун часто подвергалось пиратским набегам, поэтому деревенские жители поощряли детей заниматься боевыми искусствами, чтобы защищать себя и свое имущество, на хороших учителей был большой спрос. В таких условиях Чэнь Хэн легко стал учителем боевого искусства в деревне Цзинмэйцунь. Хоть он годами был молод, но боевое мастерство знал в совершенстве, не раз заставлял хулиганов вести себя прилично.

Однажды Чжан Кунь, старый друг Чэнь Хэна, приехал вместе со своим племянником Чжан Янем [позднее его уважительно называли "господином Чжан Янем", ибо это и есть основатель хуншэн цайлифо Чжан Хуншэн] в деревню Чэня, чтобы отдать Чжан Яня в обучение. Однако по законам той деревни брать пришлых учеников было нельзя, и Чэнь Хэн не смог обучать Чжан Яня, а лишь оставил его чтобы он заваривал чай и подметал землю. Хотя Чжан Яню и было всего двенадцать лет, но он всем сердцем любил боевое искусство, каждый раз когда шла тренировка он тайком за ней подсматривал, и в конце-концов добился своего. Когда об этом узнал Чэнь Хэн, то симпатизируя его искренности и поощряя его волю и талант стал потихоньку давать указания, под покровом ночи обучая боевому искусству. Через пять лет Чжан Янь уже полностью постиг учение Чэнь Хэна, но никак не проявлял этого внешне. Однажды, когда Чэнь Хэна не было, его ученики из деревни собрались на тренировочной площадке чтобы немного позабавиться друг с другом. Увидев заваривавшего в стороне чай Чжан Яня и зная, что он молод и чужак, они вынудили его на поединок. Чжан Янь ни слова не говоря тут же выбросом руки ранил нападавшего. Все ученики загалдели и пожаловались родителям, что Чэнь Хэн не обучает их настоящей технике, а вместо этого передает традицию посторонним. Вернувшись в деревню Чэнь Хэн, чтобы успокоить страсти, написал письмо отцу Чжан Яня, в котором рекомендовал попытать счастья у монаха Цинцао в монастыре Чжацзяньсы в горах Бапайшань (монах Цинцао был учеником тогдашнего южношаолиньского настоятеля Чжишаня и имел тесные связи с "пятью монахами-канонниками") с целью дальнейшего совершенствования. В 1831 году попрощавшись с Чэнь Хэном семнадцатилетний Чжан Янь отправился к Цинцао. Цинцао, видя богатые природные данные Чжан Яня и истинный облик изучающего боевые искусства, пришел к выводу, что со временем он станет знаменитостью мира боевых искусств, и сделал его официалльным учеником, передал ему буддийские техники действий ладонями и медицинскую науку, но основное что он сделал — внедрил идею "свергнуть Цин, восстановить Мин". Через восемь лет Чжан Янь полностью постиг учение Цинцао. После этого Цинцао прикачал ему вернуться в мир и связываясь с благородными людьми во всех уюлках продолжать дело свержения Цин и восстановления Мин. При этом Цинцао пожаловал Чжан Яню в качестве прозвища, иероглифы "хун шэн" [прим.перев. - "лебедь побеждает"]. Потому Чжан Янь сменил имя на Чжан Хуншэн, и вернувшись в Фошань открыл на улице Япанцзе, что поблизости от холма Инган, зал боевых искуств, который назвал "Хуншэн гуань" ["Зал победы лебедя"], где и стал выполнять наказ Цинцао по свержению Цин и восстановлению Мин. Вот как об этом говорили внутри школы: "Большой орел раскрывает крылья переворачивая небо, Куйсин пинает ковш Большой Медведицы оставляя от Цин лишь имя. Дадим поклон пяти озерам переворачивая четыре моря, день за днем поднимаем свет Мин во главу".

Когда Чэнь Хэн узнал, что Чжан Хуншэн вернулся с обучения, то приветствовал его как старший ученик младшего [прим.перев. - то есть признал не учеником, а молодым коллегой]. Помня, что нынешние успехи есть следствие помощи Чэнь Хэна, Чжан Хуншэн очень восхитился этим приветствием, и обучил его изученным у Цинцао техникам, отблагодарив наукой за науку. Вместе работая Чэнь и Чжан сплавили науку воедино. Помня, что исходно техника получена от шаолиньца Цай Фу, Ли Фашаня и Цинцао, и не желая чтобы их имена забылись они соединили их в название "цайлифо". Так и появилось официальное название "цайлифоцюань", который расцвел тысячью цветов и в течении более чем столетней истории распространился во многих странах.

Когда господин Чжан Хуншэн в 1839 году открыл зал в Фошани, то он был еще очень молод, ему было всего 26 лет, и многие преподаватели боевых искусств не признавали его, то и дело кто-нибудь вызывал его померяться силами. Чэнь Нюшэн был силен, как в гражданском, так и в военном, работал кузнецом, изучил много видов кулачного искусства, и любил нарываться в разных школах на поединки. Но здесь он сразу же был сбит ударом па землю. Не покорившись, он тут же вскочил и снова ринулся в бой, но не проведя и трех приемов опять был сбит Чжан Хуншэном. Тогда Чэнь Нюшэн встал на колени и трижды поклонившись попросился к Чжан Хуншэну в ученики.

После этого в школу господина Чжана поступили Тань Ли, Лэй Цань, Ли Энь, Цянь Чжисю, Май Юйсы, Тан Дунцзюй, Хо Шуймянь и Да Даньхо, образовав второе поколение мастеров школы "Хуншэн гуань". В 1846 году название "Хуншэн гуань" уже гремело в "стране к югу от хребтов". В стилевые методы действий кулаками входили подвешивание, соскребание и втыкание, стиль был очень яростным и заставлял врага бежать без оглядки. Ученики были крепкими, ну и как большое дерево привлекает ветер, название "Хуншэн гуань" у многих стало вызывать ненависть. Однажды, когда господии Чжан Хуншэн отправился в деревню где жил Чэнь, много бойцов в поисках повода для ссоры собрались в Фошани у рисовой переправы. Когда Хуншэн подошел, они спровоцировали драку. Не понимая в чем дело Чжан Хуншэн попытался уладить дело миром, но получил в толпе коварный удар в спину, и завязалось кровавое побоище. Используя бывший в руках зонтик Чжан Хуншэн убил троих и нанес бессчетное количество ранений, так что оставшиеся, видя столь удивительное мастерство, предпочли убежать, спасая свои жизни. Однако раны Чжан Хуншэна оказались слишком тяжелы, он был вынужден вернуться в школу, где и скончался, будучи немногим более тридцати лет от роду.

Скорбя по трагически погибшему учителю, Чэнь Нюшэн каждый день под предлогом пьянства искал поводы для нападения на других учителей кулачного искусства. Другие ученики Хуншэна тоже вели себя подобным образом. Все школы смогли почувствовать мощь "Хуншэн гуань", и будучи не в состоянии противостоять ей сами, сообщили цинским властям, что школа "Хуншэн гуань" является оплотом антиправительственной деятельности. С тех пор "Хуншэн гуань" не знала покоя, многие ученики сменив имена бежали в другие места. В 1848 году по распоряжению цинских властей школа "Хуншэн гуань" в Фошани была закрыта.

Но цайлифоцюань уже запал в людские сердца и уничтожить его было невозможно.

Чэнь Нюшэн бежал в Гонконг и вместе с Цянь Чжисю открыл "Хуншэн гуань" в Коулуне, с помощью Хо Шуймяня и Сао Бачана обучив многих людей в помещении Профсоюза работников чайной промышленности. К сожалению за долгие годы связи были утеряны, и сейчас известно лишь что в Коулуне все еще есть зал основанный Тан Си, преемником традиции которого является учитель Янь Цюань.

Тань Ли под фамилией Гуань преподавал по деревням, у него был сын Тань Ню, наследником Тань Ню стал Тань Фу, проживающий ныне в Коулуне.

Лэй Цань бежал в Гуанчжоу, и открыв школу обучал учеников. Его прямым преемником был Тань Сань, считающийся лучшим из мастеров цайлифоцюань третьего поколения, который своими непрерывными втыкающимися ударами прославился на весь Гуанчжоу. Вместе с тогдашним мастером северных стилей Гу Жучжаном их называли "южный кулак (Тань Сань) и северная нога (Гу Жучжан)". Так как Тань Сань стал широко известен в Гуанчжоу, то термин "хуншэн цайлифо" постепенно распространился. У Тань Саня был сын Тань Фэйпэн, который ныне проживает в Коулуне, а в основанном им "Оздоровительном обществе Тань Фэйпэна" занимается очень много людей. В школе Тань Саня было много учеников, лучшим из них был Лунь Чжи, ныне проживающий в Канаде в Оттаве; среди других учеников стоит упомянуть Чэнь Няньбо, Цзян Аня, Ли Цю, Ма Эня, Лю Цзиньдуна и Не Чжифэя.

Бежавший в Хэшань Ли Энь также распространил славу хуншэн цайлифо, а впоследствии вернулся в Гуанчжоу и открыл "Хуншэн гуань". Учитель Ли Энь много лет изучал искусство у господина Чжан Хуншэна, потом перенимал науку у второго сына Чэнь Хэна - Богуаня, сплавил в себе техники как Чжан Хуншэна, так и Чэнь Хэна. Его преемниками были Лю Чжун, Хуан Лаосы, Кун Дэгуан, Фан Юйшу, Ся Вицы, Цай Ицяо, Цай Эрцяо, Чэнь Сыжу и Бэн Коучан. Из них Лю Чжун прославился в Гонконге, убив втыкающимся ударом кулака силача из России и поддержав славу китайского ушу. Ученик Лю Чжуна Чжу Дэцай начал преподавать цайлифоцюань в Индонезии. У Кун Дэгуана были дети Кун Цзиньцзинь, Кун Лю и Кун Шунь, которые ныне проживают в Коулуне. Преемниками Фан Юйшу стали Чэнь Ханьсюн и Линь Шаоу, распространявшие цайлифоцюань в Коулуне. У Ся Бицы была дочь Ся Цзяньпин, пошедшая по стопам отца, которая ныне тоже проживает в Коулуне. Преемником Цай Ицяо стал учитель Гуань Вэньцзин, в 1966 году он открыл школу в Сингапуре и широко распространил цайлифоцюань. Вместе с сингапурскими поклонниками боевых искусств он создал Всесингапурскую ассоциацию ушу. В 1968 году он был приглашен сингапурским управлением национальной безопасности преподавать искусство самозащиты и стал консультантом управления высшего образования по вопросам изучения гошу. Основав в Сингапуре "Хуншэн гуань", Гуань Вэньцзин бросил все силы на выполнение заветов учителя Цай Ицяо по распространению хуншэн цайлифо. Он проделал огромную работу по распространению боевой техники цайлифо и всестороннему объединению всех единомышленников.

У учителя Гуань Вэньцзина очень много учеников, более ста, лучшие из них — это Се Яньшунь, Ли Жунчао, Го Чаовэнь, У Куньпу, Линь Цуньсянь, Сянь Сяньчжао, Ян Цинбяо, Хэ Сютун, Се Чандэ, Хун Гуацю, У Сиюань, Цай Люди, Вэнь Дайсэнь, Чэнь Хуншунь, Се Кунтай, Ли Шоукун, Май Юнсянь, Фань Гоюн, Сянь Юншэн и У Цзиньцзэ. Надеюсь, что изложенная история цайлифоцюань позволит пролить новый свет на наш мир боевых искусств.

Hosted by uCoz