Ян Юн, Юань Линьлинь

Четыре знаменитых уданских стиля

"Улинь" №11/83

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Уданский кулак — это одно из важнейших направлений ушу. Среди любителей боевых искусств бытует выражение: "север славен шаолинем, на юге почитают удан". В этом направлении в основном укрепляют цзин, ци и шэнь, мыслью движут ци, с помощью ци стимулируют силу. Стараются мягким побеждать жесткое, коротким покорять длинное, выйти последним и контролировать человека. Занятия этими стилями позволяют укрепить здоровье и продлить годы жизни.

К этому направлению помимо знаменитых стилей внутренней семьи — синъи, багуа, тайцзи — относятся и другие стили, неизвестные широкой публике, не передаваемые вовне и почти исчезнувшие. Крупнейшие стили, распространившиеся с уданских гор, таковы:

1.Юймэньцюань
(кулак врат рыбы)

Юймэньцюань вобрал в себя спокойные движения и прыжки плавающей рыбы, ловкость трансформаций преследований, ловкость приложения силы рыбака, тянущего сети. В этом стиле требуют "расслабить поясницу и осесть бедрами, опустить ци в даньтянь, присутствуют и быстрое и медленное, жесткое и мягкое взаимно опираются, легко и естественно погружаться, непрерывно и без остановок". У Чжэнцин в "Истинное учение тайцзи" пишет: "Юймэньцюань, форм каркаса — 13 дорожек, в методах применения много общего с тайцзи. Также есть методы туйшоу...". В таких движениях этого стиля, как "вяленая соленая рыба к новому году", "старый мужик хватает ворота", "выплеснуть воду из чашки" имеются прикладные приемы циньна, мягким побеждают жесткое, следуют движению и покоряют противника. Так как выброс силы в этом стиле подобен тому, как бьется рыба, то отсюда и название. Есть также название "Уфэн бэнли" ("с силой налететь на пять пиков"), так как в атаке сила может выбрасываться через пять частей тела — голову, плечи, локти, ягодицы и колени, в мягких движениях внезапно проявляется взрывной выброс силы. Есть уподобление рыбе выпрыгивающей из воды, выброс силы быстрый и резкий.

Этот стиль был продемонстрирован в 1980 году на Всекитайском фестивале по обмену опытом в ушу в Наньнине врачом китайской медицины из Хубэя семидесятилетним Минь Цзунжу. Почтенный Минь демонстрировал юймэньцюань с ловким корпусом и живыми шагами, словно рыба играющая в воде. Учитель Минь преемствовал науку знаменитого Уханьского учителя Минь Бае.

2.Бачжэ
(восемь сгибаний)

Бачжэ это кунмэнь ("врата пустоты"). В этом стиле имеется "восемь с половиной комплексов" - лунши (форма дракона), хуши (форма тигра), фэнши (форма феникса), юньянь (ласточка в облаках), чжаньшань (стоять на горе), сяшань (спуститься с горы), чудун (выйти из пещеры), бачжэ (восемь сгибаний), билунчжу (дракон наседает на жемчужину). Так как они идут от простого к сложному, то "бачжэ" - сравнительно сложный комплекс, довольно много движений боя на земле, в народе его прозвали "цзюгунь шибадяо" ("9 кувырков, 18 падений"). В него входят движения, требующие высокого мастерства - "две летящие ноги уток-мандаринок", "выдернуть лук из песка", "нанести парный толчок ногами в воздухе и приземлиться в шпагат", "потерпев поражение смести ногой", "черный дракон обвивает колонну и поднимается", падение "сушить одежду" при котором в землю упираются плечом и локтем, удар двумя ногами в прыжке "заяц дважды толкается". Без многолетней тренировки успеха в них достичь трудно. Основные особенности этого стиля таковы: существуют специальные упражнения для наработки применения приемов, как например "чайчуй" ("ломающий удар"), при выбросе кулака он летит по дуге словно вышвырнутый, при попадании в цель используют толчок ноги, поворот бедер, подачу плеча, встряхивание запястья, сила глубокая и длинная, достигает внутренних органов, словно сотрясается положенная в железный шкаф фарфоровая чашка. "Изгородь" - это метод атаки сбоку, как говорится в трактатах по кулачному искусству "есть сила — прешь вперед, нет силы — наступаешь с боков". Когда противник рубит по голове - используешь метод перенаправления приходящей силы "спрятать тело и уйти в сторону", шагаешь вдоль атаки, атакуешь правой рукой и используя целостное усилие всего тела поражаешь врага, непрерывно преследуя и излучая силу. "Десять пальцев вцепились в землю, голова упирается в небо, вдоль шага подать бедра, оживить оба плеча", "голова упирается в небо - как железная, руки давят на плечи и подмышки, руки - как ватные, поясница — словно из железа" так описываются требования к методам кунмэньцюань. В 1980 году на Всекитайском фестивале по обмену опытом в ушу в Наньнине этот стиль демонстрировал Цзоу Дэхуа из Уханьского института физкультуры.

3.Тайи усин циньпу
(захваты и набрасывания пяти первостихий и Великого Единого)

В этом стиле культивируют ци и укрепляют тело, покоряют врага и защищают себя. Ценят ум, а не силу, ценят трансформацию, а не упрямство. Требуется, чтобы сердце и дыхание взаимно координировались, поясница следовала вращению бедер, движение и покой были естественны, руки обхватывали, ноги шагали по дугам, движешься по змеиным траекториям, усилие — словно у шелковичного червя, все расставляется точь в точь куда надо, покоряешь врага захватами, набрасываниями и блокированиями, словно бегущая вода и летящие облака, предугадать невозможно, для тренировки достаточно небольшого квадрата.

Цзинь Цзысоу из провинции Чжэцзян родился в 1929 году, изучал этот стиль в горах Удан у даоса Ли Хэлиня. В 1980 году он демонстрировал этот стиль на Всекитайском фестивале по обмену опытом в ушу в Наньнине.

4.Цзюгун шибатуй
(восемнадцать ног девяти дворцов)

В этом стиле основными являются методы действий ногами. Основными методами действий ногами являются: сметание, копание, подвешивание, зацеп крюком, обматывание, опутывание, осведомление, растаптывание, - нижние девять методов, и тань, чуай, дан, дянь, ти, бье (ковылять), тяо, лянь, тань, шуанфэй - девять верхних методов. Это - даосские методы самозащиты высокой практичности, для каждого метода есть метод одиночной тренировки, а также метод тренировки в паре. Вот некоторые из них:

(1)Одиночная подвешивающая нога: полуприсесть на левой ноге, правая нога сметает ударом впереди и подвешивает вверх, выполнять попеременно на левую и правую стороны, так можно укрепить равновесие и скорость ударов ногами.

(2)Непрерывные ноги: полуприсесть на левой ноге, правая нога непрерывно выполняет сметания, вскапывания, подкапывания, делая защиту противника безуспешной.

(З)Одиночная осведомляющаяся нога: левая нога чуть согнута, пальцы крепко вцепились в землю, правая нога наносит заворачивающийся внутрь удар по левой ноге; при ударе сзади бьют по пятке, икре или подколенному сгибу, при ударе спереди или сбоку - по голени или голеностопу, сила возрастает постепенно, тренируют на обе стороны, так можно натренировать устойчивость и умение сопротивляться удару.

(4)Парная тренировка ног: таких методов много "взаимное стуканье", "воткнуть и увернуться" и т.д., посредством парной тренировки с перемещением овладевают заключенным в движениях комплексов атакующим и защитным смыслом.

Hosted by uCoz