Чжан Даюн,
сборная ушу провинции Фуцзянь

Шаолиньские методы боя собаки на земле

"Улинь" №12/82

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

В последние годы на боевом поприще, где расцветают сто цветов, разыскано немало считавшихся утерянными стилей. Один из них — это "кулак собаки", или точнее - Фуцзяньские методы боя собаки на земле. "Методы боя собаки на земле" коротко называют "земляными методами" или "земляным искусством". В 1979 году отдел изучения ушу госкомспорта признал его разновидностью южношаолиньского стиля.

Существует очень много шаолиньских стилей. Монахи долгое время изучали методы оздоровления и самозащиты, непрерывно повышая свое мастерство. Натура и характер монахинь были, естественно, иными, чем у монахов, комплекция меньше, силы тоже не хватает, и потому боевое искусство они изучали со своей спецификой, в методах требуют "спину креветки и тело черепахи, искусство раскачивания и поворачивания для помощи силе" (то есть вобрать грудь, выпятить спину, собраться и повернуться боком уворачиваясь). Так как в древности женщинам бинтовали стопы, то в бою им было трудно удерживать равновесие, двигаться было неудобно, и при равном уровне мастерства им было труднее победить противника, чем мужчинам. Отсюда и проистекают особенности методов боя собаки на земле, где удобно применить длинное и избежать короткого, победить с помощью ловкости. Так постепенно методы боя собаки на земле сформировались в отдельный стиль, вместе с другими стилями распространившийся в мире.

Говорят, что при династии Мин напротив монастыря Шаолинь, что в округе Юнчжоу, находился храм Байляньсы (Храм Белого Лотоса), где также тренировали шаолиньские кулачные методы. Монахи и монахини храма тренировали методы боя собаки на земле, а также методы, разработанные Ци Цзигуаном для борьбы с японцами. В начале династии Цин за участие в антицинском движении Чжэн Чэнгуна монастыри были сожжены правительством [прим.перев. - Чжэн Чэнгун, базируясь на Тайване, много лет боролся с маньчурами; чтобы лишить его связей с континентом в четырех прибрежных провинциях маньчжурами было выселено всё население на расстоянии дневного перехода от побережья], монахи и послушники рассеялись по всему свету, распространились и методы боя собаки на земле. Фучжоуский учитель методов боя собаки на земле почтенный Чэнь Ицзю (прозванный "учитель Цзю — железная нога") говорил: методы боя собаки на земле происходят от монахинь храма Байляньсы. В начале династии Цин монахиня, известная под буддийским именем "мать Сыюэ", скрывалась в районе Юнчунь - Юнцинь - Фуцин - Фучжоу. В Юнцине ей дали приют торговцы свиньями и коровами из семьи Чэнь, в благодарность она обучила их этим методам. Так методы боя собаки на земле стали фамильным искусством семьи Чэнь. Передаваясь внутри семьи, оно достигло Чэнь Эиня, изучившею его у бабушки. Чэнь Эинь как-то убил встреченного на дорога грабителя, и был вынужден бежать в Фучжоу, а затем в страны Юго-Восточной Азии. Оттого и существуют ветви стиля в Фучжоу и странах региона. Позднее Чэнь Эинь осел в Сингапуре. Чэнь Ицзю изучал методы боя собаки на земле у Чэнь Эиня с девятнадцатилетнего возраста, сейчас ему за восемьдесят, и свыше шестидесяти он тренируется.

Юнчжоуские методы боя собаки на земле происходят от монахини Умэй, жившей в конце династии Мин. Умэй полностью передала искусство методов боя собаки на земле своей ученице Мяо Цзиньхуа, а Мяо Цзиньхуа - своему сыну Фан Шиюю. Фан Шиюй сплавил воедино методы боя собаки на земле и хуацюань (расцветающий кулак), чем значительно обогатил содержание стиля. При династии Цин в годы правления под девизом "Цяньлун" монастырь Юнчжоу Шаолинь был неожиданно разграблен, Фан Шиюю удалось спастись, он бежал в Юнчунь, Датянь, а затем в храм Чжуюаньсы в уезде Юнцинь (сегодня этот храм называется Гуаньяньсы) и преподавал в этом храме хуацюань и методы боя собаки на земле. Передаваясь среди монахов из поколения в поколения, они достигли монаха Хуйкая, странствовавшего по Фуцзяни и Гуандуну. Будучи в Фучжоу он обучил Чжэн Ишаня из Наньтая округа Лаоячжоу. Чжэн рассматривал изученную науку как редкое сокровище и не обучал кого попало. Позднее Чжэн был вынужден бежать в Юнчжоу, где гостил у фармацевта Чжуан Цзышэня. Постепенно Чжэн обучил Чжуана методам боя на земле.

Сегодня методы боя собаки на земле широко распространены в Фучжоу, Юнчжоу, Миньбэе, где постепенно сформировались в целостную систему.

Методы боя собаки на земле делятся на верхний, средний и нижний уровень. Верхний и средний уровни - это подражательные движения шаолиньцюань, такие как форма дракона, тигриный столб, архат, кулак цветка, нога собаки. Нижний уровень - это подражание встряхивающейся телом собаке.

Особенности трех уровней шаолиньских методой боя собаки на земле таковы:

Верхний уровень - демонстрация приемов форм каркаса (рис. 1): "Руки архата, тело — как у дракона, ноги — хвост тигра, шаг — как у собаки".

Движения ловкие, ими легко как защищаться, так и атаковать, "знаки 'цзы' и 'у' разбивают середину" (слово пустой - и атакуешь), тело следует превращениям шага, шаг трансформируется — руки поднимаются, руки поднимаются — ноги выходят, ноги выходят — кулак достигает. Руки, корпус, ноги и шаги полностью согласованы. Вдали — бьешь длинными ударами, подпрыгивая с собачьими увертками; вблизи — короткие удары ближнего боя, затягивая применяешь приемы циньна. Так сочетаются достоинства длинного и короткого, юга и севера. Если же в бою методы верхнего уровня не привели к захвату инициативы, то и в пассивном положении можно улучить момент и перейти к "среднему уровню" или "нижнему уровню".

Средний уровень - ожидать в полушпагате (рис. 2).

(Одиночная и парная ноги летучей мыши, одиночная и парная ноги бабочки)

"Бодхидхарма сидит, созерцая — нога мотылька; подвижный дракон и затаившийся тигр — стоять как собака".

От защиты перейти к нападению, ци собирается в даньтянь спокоен словно ловкая собака всматривающаяся в ручей, есть наработка "Бодхидхарма сидит, созерцая"; подвижен — словно океанский дракон, есть форма "голодный тигр выходит из леса", скорость — как у собаки быстро перепрыгивающей стену. Ждешь противника и атакуешь, выйти последним и контролировать человека, короткие удары быстры, уворачиваешься влево и вправо как собака. Выбрасывать руки надо мягко, опираться корпусом надо жестко, то высокий то низкий, поднимаешься вверх и опускаешься вниз, техники верхнего и нижнего уровня могут получаться с необычайной легкостью, следуешь моменту и трансформируешься, их трудно предугадать.

Нижний уровень — споткнуться и упасть падающим столбом (рис. 3).

(Основными являются методы лежания и падения).

"Взлететь с морского дна — нога в небо, собакой приземлиться - вращение ветряного колеса".

Иногда на землю падаешь сам, ложным поражением завлекая противника, скрываешь смертельное оружие, упал и затаился в засаде; иногда на землю роняет противник, тогда используешь силу и трансформируешь ее, завлекаешь противника, неожиданно ногами бьешь в грудь, живот или промежность; иногда применяешь прием "вести лодку по течению", вслед за броском применяешь циньна, перегибаешь сустав против естественного сгиба, нажимаешь на биологически активную точку, или применяя "земляные" приемы ногами зажимаешь ногой голову, плечо, локоть, колено или еще что-нибудь у противника, обездвиживая его и не давая подняться, не оставляя возможностей к сопротивлению; иногда две ноги идут подобно ветряному колесу, сметая ударом в большой плоскости.

В методах боя собаки на земле у рук - методы из южного кулака, есть скорость и яростность, у ног - немало северных методов, движения ловкие, есть как длинное так и короткое, как мягкое так и жесткое, взаимно опираются подъемы и опускания, жесткое и мягкое, следуя моменту можно использовать все три уровня — верхний, средний и нижний; в движениях комплексно используются голова, плечи, локти, бедра, колени для проведения подъемов на плечи, сталкиваний, нажатий, опираний, перегибаний, в приемах применяются как удары, так и циньна; отличием от прочих стилей являются именно приемы боя на земле, используя движения собаки ногами побеждают руки, человеку трудно ответить адекватно, ногами его ставят под контроль, а опутыванием - обездвиживают, потому в методах боя на земле как на юге - и не по-южному, как на севере — и не по-северному, потому и есть такие синонимы как "шаолиньский земляной дракон" и "кулак земляного гунфу".

В методах боя собаки на земле внутри тренируют цзин, ци, шэнь, внешне тренируют мышцы, кости и кожу. Так как двигается все тело, то укрепляются все суставы, все мышцы и все кости. Так как совместно идет внутренняя и внешняя тренировки, то укрепляются внутренние органы, имеется оздоровительный эффект. Приемы методов боя собаки на земле имеют высокую ценность для военых и работников общественной безопасности.

Примеры приемов методов боя собаки на земле:

Hosted by uCoz