Стили провинций Гуандун и Хайнань

Остров Хайнань был выделен в отдельную провинцию лишь в 1988 году, до этого он всегда рассматривался как часть Гуандуна. 2000 лет назад, когда китайцы взращивали цивилизацию на Хуанхэ, юг страны оставался почти независимой страной, населенной многочисленными племенами, которые дошли до наших дней в качестве нацменьшинств. Только при династии Цинь (221 - 207 гг. до н.э.) объединенный северный Китай смог завоевать и присоединить к империи южные земли. Но этнические китайцы по-прежнему оставались в меньшинстве в многоязычном океане южных племен. По-настоящему китайская миграция на земли Гуандуна началась в XII веке: аборигенов убивали, изолировали в "резервациях" или заставляли уходить дальше на юг. В XVII веке земли Гуандуна стало не хватать и для китайцев, тогда началось массированное заселение соседних Гуанси и Сычуани. Вследствие всех этих миграций и метаморфоз, население Гуандуна не представляет собой однородную этническую массу, оно также и отличается от населения Большого Китая. Образовавшуюся общность назвали кантонцами, по имени города Кантона (Гуанчжоу), а язык, который, в принципе является китайским, но несколько отличается от пекинского диалекта, назвали кантонским.

Мигранты с севера, перевалив горы, обнаружили сказочно богатую в сельскохозяйственном плане землю - устье реки Чжуцзян является третьим в Китае районом по плодородности земли (после устья Янцзы и Хуанхэ). Изобилие водных путей, рек и протоков, обильные дожди и теплый климат позволили снимать здесь богатейшие урожаи риса. В XIX веке, несмотря на плодородие этой земли, началась новая волна передвижений китайцев - теперь из Гуандуна в США, Канаду, Австралию и Южную Африку. В Америке нашли золото, в Южной Африке - алмазы, а Китай конца XIX века представлял собой голодную страну, до богатств которой наконец-то дорвались западные державы. Сегодняшний образ "Чайнатаунов" на Западе основан на жизни и быте города Гуанчжоу: от Мельбурна до Лондона и Сан Франциско в "Чайнатаунах" говорят по-кантонски и едят кантонскую кухню, а практикуемые в странах Запада стили ушу - это именно гуандунские стили.

Богатый юг всегда старался держаться обособленно от официального севера. Южные магнаты заправляли своими делами сами, пользуясь удалённостью от "центра". У этих крупных семей всё было своё - в том числе и свои стили боевых искусств. После завоевания Китая маньчжурами Гуандун стал одним из оплотов антиправительственной борьбы, здесь вовсю орудовали тайные общества, члены которых обучались боевым искусствам. Это дало возможность широкого распространения ушу в народных массах, но в то же время это делает очень трудным исследование истории стилей, ибо информация о реальных носителях по понятным причинам скрывалась, но при этом широко распространялись красивые понятные массам легенды, которые принимались за рассказы о реальных событиях и реальных мастерах, самой известной из которых является легенда о Южном Шаолине.

В XIX веке в Гуандуне было десять крупных мастеров боевых искусств, известных как "десять тигров Гуандуна". У одного из них Хуан Кэина - сын начал с детства заниматься боевыми искусствами, а повзрослев организовал целую сеть аптек. Впоследствии сын заменил отца в этой "десятке" - это был прославленный впоследствии легендами и кинематографом Хуан Фэйхун.

Насыщенность тайными обществами сделала Гуандун базой революционной борьбы. Именно здесь пытался поднять восстание Сунь Ятсен. И когда революция всё-таки свершилась, то возник большой спрос на обучение боевым искусствам, многие мастера стали преподавать в вооружённых силах. После окончания гражданской войны, когда в Нанкине был основан Центральный институт гошу, то ради укрепления "вертикали власти" на юг были посланы его представители для основания подобных институтов в южных провинциях. Так южане познакомились с северным ушу.

По окончании Второй мировой войны в английскую колонию Гонконг и португальскую колонию Макао хлынул большой поток беженцев, стремящийся найти спасение от хаоса гражданской войны. Среди них были и мастера ушу. В послевоенном беззаконии был большой спрос как на телохранителей, так и на "горилл"-боевиков, поэтому школы ушу росли как грибы после дождя. После победы коммунистов Китай оказался надолго "закрытым" для Запада, и всю информацию о китайском ушу европейцы в основном получали через Гонконг.


Отдельные стили

Hosted by uCoz