Стили провинции Фуцзянь и исторически связанных с нею земель

Еще с давних пор жители провинции Фуцзянь стали покидать свою родину и эмигрировать в другие страны Юго-Восточной Азии в больших количествах. Никто толком не знает, почему это началось. Как бы то ни было, порты наподобие Сямэня стали выпускными воротами для тысяч китайцев, направлявшихся на Тайвань, в Сингапур, на Филиппины, в Малайзию и Индонезию. В 1728 году императорский двор даже издал указ, согласно которому те, кто не вернутся в Китай, будут изгнаны навсегда и, при случае, казнены. Узаконена была эмиграция только в 1860 году. Таким образом, оказалось, что большинство китайцев, осевших в странах Юго-Восточной Азии, считают своей исторической родиной Фуцзянь. Особенно верно это для Тайваня: если для жителей Гонконга исторической родиной является провинция Гуандун, то для китайцев на Тайване земля предков - это Фуцзянь. Диалект китайского один и тот же и в провинции, и на острове.

После завоевания Китая маньчжурами, когда Тайвань стал оплотом антиманьчжурской борьбы, то чтобы пресечь контакты с мятежниками Цинские власти выселили всё население с побережья вглубь страны, оставив людей только в окружённых крепостными стенами портовых городах. Поэтому большинство стилей провинции Фуцзянь начинает свою историю не ранее XVIII века. В это же время в провинцию Фуцзянь прибыло много беженцев с севера, которые принесли и свои собственные стили ушу. Поэтому население провинции делится на "бэньди" (на местном диалекте - "пунти"), то есть "местных", и "кэцзя" ("хакка") - "пришлых"; соответственно делятся и стили ушу.

В XIX веке удачное положение провинции на торговых путях позволило её жителям богатеть, что вызвало спрос на услуги охранников и, таким образом, способствовало развитию боевых искусств. Именно в провинции Фуцзянь размещался описанный в романе "Вань нянь цин" Южный Шаолиньский монастырь, ставший, якобы, оплотом антиманьчжурской борьбы.

Эмиграция китайцев из Фуцзяни привела к распространению фуцзяньских стилей на Тайване и в королевстве Рюкю, в том числе на главном острове королевства - Окинаве. Жившие на Окинаве китайцы держались обособленно от местного населения и поддерживали тесные контакты со своей исторической родине, многие из них ездили в Фуцзянь, при этом изучая боевые искусства. Когда в конце XIX века королевство Рюкю было включено в состав Японской империи, то их навыки легли в основу того, что впоследствии стали называть "каратэ".

В 1949 году, когда под ударами Народно-освободительной армии Китая на континенте рушился режим Чан Кайши, остатки гоминьдановских армий бежали на Тайвань. На остров эмигрировало несколько миллионов человек, среди которых были и мастера ушу. В результате среди современного тайваньского гошу (на Тайване предпочитают для обозначения боевых искусств именно этот термин) представлены многие стили китайского ушу, не обязательно происходящие из провинции Фуцзянь.


Отдельные стили

Hosted by uCoz