Лян Кунь 粱坤, вошедший в историю боевых искусств под прозвищем Тецяо
Сань 铁桥三 (Tit Kiu Sam), еще подростком полюбил боевые искусства и стал
обучаться у настоятеля монастыря Шаолинь уезда Путянь провинции
Фуцзянь. За семь лет жизни при монастыре в качестве послушника он
глубоко постиг шаолинь хунцзя. Когда настоятель Gwok Yan умер
в возрасте 110 лет, Лян Кунь отправился странствовать. Во время
демонстрации боевого искусства он однажды предложил шестерым
вцепиться в его руки и протащил их на сто шагов. После этого он
получил прозвище Тецяо Сань, что означает "Железный Мост - Третий"
("мост" - это предплечье, а "третий" - потому, что он был третьим
сыном). Прийдя в провинцию Гуандун, он поселился в монастыре Hoy
Tung. Там он обменивался мастерством с настоятелем монастыря. Он
обучил настоятеля комплексу тьесяцюань (кулак железной нити),
а сам выучил у него технику владения шестом. У Лян Куня обучилось
много учеников. Сам он даже в старости продолжал изучать боевые
искусства, к примеру будучи уже в почтенном возрасте он изучил у
настоятеля монастыря Chang Ngum ставший популярным комплекс с шестом
мэйхуа гунь (шест сливы мэйхуа). Именно Тецяо Сань считается
создателем самого сложного внутренне тренировочного комплекса стиля -
тьесяцюань.
Другими известными мастерами этого направления были Ngam Yiu Ting
и Ngam Dim Hung.
Это направление
практиковалось среди членов тайных обществ провинции Гуандун, и о нем
мало что известно.
Хун Игуань (Hung Hei Guen) был торговцем чаем из богатой семьи.
Согласно легенде, он изменил фамилию в честь первого императора
династии Мин, когда после инцидента с властями решил заняться
антиправительственной деятельностью и пошел в ученики к настоятелю
Чжишаню. Он назвал свой стиль "кулак семьи Хун", чтобы избежать
проблем с властями. После сожжения монастыря Хун был одним из десяти
спасшихся, и продолжил тренировать повстанцев. Он женился на Фан
Юнчунь, которая была искусна в технике журавля. Так гласят народные легенды.
Самый известный боец стиля - Хуан Фэйхун 黄飞鸿 (Wong Fei Hung) - родился
в середине XIX века в Гуандуне. По его биографии снято сыше ста
фильмов. Тренироваться Хуан Фэйхун начал с пяти лет у своего отца,
которого звали Хуан Кэин (Wong Kay Ying), и его учителя, которого звали Линь
Фучэн 林福成. Оба они входили в число "10 Тигров Гуандуна". Уже к 13 годам
Хуан Фэйхун стал признанным бойцом. Кроме боевого искусства, он
отлично знал медицину и был знаменитым доктором. На основе "мостов"
(ударов предплечьями) из позиции всадника, применявшихся Тецяо Санем,
и собственных боевых техник, он создал наиболее знаменитый комплекс
стиля - хухэ шуансин цюань (кулак тигра/журавля). Правда, надо
отметить, что согласно другой легенде этот комплекс был создан Хун
Игуанем, соединившим собственную технику тигра с техникой журавля,
выученной у жены.
Хуан Фэйхун был также знаменит своими двумя типами ударов ногами -
хвост тигра (толчок ногой назад с упором руками в землю), и
удар ногой не оставляющий тени (очень быстрый удар ногой
вперед). Последний он изучил у человека, которого звали Song Ton Fai,
в обмен на тесяцюань и гунцзы фуху цюань. В течении
всей своей жизни Хуан Фэйхун оставался непобедимым бойцом, обучил
много учеников - как боевым искусствам, так и медицине. Однако в
октябре 1924 года во время бунта богачей в Кантоне дом и аптека Хуана
сгорели дотла, и он в один миг потерял все нажитое им в течение всей
его жизни. Вскоре погиб его сын. Эти события подкосили Хуана, и в
1933 году он скончался.
Хуан Фэйхун, фактически, установил всю систему техник в
хунцзяцюань. Это техники тигра/журавля, позиция всадника, 12
"мостов", секретные техники "шицзешоу" ("10 смертельных рук")
передаваемые только ближайшим ученикам.
Дальнейший толчок стилю дал Линь Шижун 林世荣 (Lam Sai
Wing). В детстве он изучал боевое искусство у своего деда, которого звали Lam
Bak Sin, у учителя У Цюаньмэя 吴全美 он изучил хунцзяцюань, у учителя Jung Hon
San'а - фочжан (буддийская ладонь). У ученика Тецяо Саня,
которого звали Линь Фучэн, он изучил тесяцюань, а позднее
стал учеником Хуан Фэйхуна, таким образом вновь сведя воедино
различные ветви стиля. Все свои знания южных стилей Линь соединил в
единую систему, названную им ху хэ пай (система тигра и
журавля). В 1917 году Линь вместе с тремя учениками написал три книги
по хунцзяцюань, которые переиздаются по сей день.
Другим знаменитым учеником Хуан Фэйхуна был Дэн Фан (Tang Fung).
За свой традиционализм, выражавшийся в крайних формах, он был прозван
"ум старой площади". Он учил строго тому, что изучал у Хуан Фэйхуна,
ничего не убавляя и ничего не прибавляя. Он, к примеру, отлично
владел техникой боя железным веером, но почти никогда ее не
демонстрировал, ибо железный веер не входил в традиционное оружие
хунцзяцюань.
Шаолиньский хунцзя
Хунмэнь
"Деревенский" хунггар
"Старый" и "ортодоксальный" хунггар
Хухэ пай
Хун га куэн
Статьи