Согласно
легендам, этот стиль связан с Южным Шаолиньским монастырем, но
никаких документов, потверждающих этот факт не существует, да и не
может существовать, если принять во внимание общую нехватку
документов по Южному Шаолиню и деятельности тайных обществ. Согласно
одной из версий, стиль преподавался южношаолиньским настоятелем
Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики жителям близлежащих
деревень. Другая легенда утверждает, что стиль был создан пятью
мастерами Южного Шаолиня, которые проделали эту работу в Зале
Восхваления Весны ("вэньчуньтан" на кантонском диалекте). Третья
легенда гласит, что стиль был разработан женщиной Янь Юнчунь (Янь
Вечная Весна), дочерью южношаолиньского послушника Янь Эра (либо Янь
Сы) то ли на основе учения отца, то ли на основе науки монахини Умэй.
Однако во всех легендах
в конце XVIII века стиль попадает в труппу гуандунской оперы
"Красная Джонка".
В первой половине XIX века стиль путешествовал вместе с актерами
труппы, от которых его изучали люди в разных концах провинции. Стиль
использовался как антицинскими революционерами, так и деревенскими
отрядами самообороны. Примерно в середине XIX века два актера -
Хуан Хуабао и Лян Эрди - покинули труппу и переехали в Фошань, где
обучили аптекаря Лян Цзаня. В конце XIX века Лян Цзань выиграл много
боев и стал известен как "юнчунь ван" ("король винчуня"). Он не имел
официальной школы, но обучал частным порядком в своей аптеке. После
выхода на пенсию, Лян Цзань вернулся в свою родную деревню Гулао, где
обучил своему стилю односельчан.
Фошань стала местом, откуда пошла наиболее известная сегодня версия
юнчунь. В Фошани этим стилем занимались в основном дети богатых
торговцев, ибо их родители могли платить высокую плату за обучение, а
сами они имели достаточно времени для тренировок. Самый известный
сегодня из них, Е Вэнь (Ип Мань на кантонском диалекте) изучал стиль
у Чэнь Хуашуня, У
Чжунсу и Лян Би (сын Лян Цзаня). С 1949 года он окончательно
обосновался в Гонконге, где начал преподавать юнчунь членам профсоюза
ресторанных работников. До своей смерти в 1973 году он натренировал
огромное количество известных сегодня мастеров и просто бойцов. Е
Вэнь принес славу стилю, но утверждалась эта слава не всегда
достойными методами. Известно много случаев, когда ученики Е Вэня
приходили в другие клубы кунфу Гонконга и избивали учителей. В
настоящее время в Гонконге существует много секций винчунь, где учат
упрощенному рукопашному бою, выдавая это за истинное наследие стиля.
Многие думают, что юнчунь - это стиль, которому учил Е Вэнь, но на
самом деле существуют различные версии стиля, и Е Вэневская считается
довольно сильно упрощенной. В КНР на сегодня крупнейшим мастером
считается Лян Гуанмань из Фошани, его стиль содержит гораздо больше
приемов, чем Е Вэневская версия, там имеется, к примеру, очень много
видов тренировки с различными типами манекенов. Юнчунь деревни Гулао
ведет свое происхождение от Лян Цзаня, вернувшегося на старости лет в
родную деревню, там больший упор делается на тренировку рукопашного
поединка. Винчунь Пань Нама выводит себя от Пань Нама, который
сначала изучал хунгар, в годы второй мировой войны - шаолиньцюань,
а в 1950-х - винчунь, и впоследствии преподавал в Фошани до своей
смерти в 1995 году. Еще одна крупная ветвь идет от Жуань Цишаня, сына
богатого торговца, родившегося в Гуанчжоу в 1880-х и изучившего
юнчунь у Хо Баоцюаня, военного конца династии Цин. Жуань посвятил всю
свою жизнь изучению и проработке стиля, и считается одним из
крупнейших теоретиков юнчунь. Вьетнамская версия юнчунь происходит
от Юань Чай-Ваня, который в середине 1930-х переехал во Вьетнам и
стал там известен как Нгуен Те Конг. Эта линия - одна из немногих,
где сохранились приемы боя прямым мечом-цзянь. Существуют также
ветви стиля в Малайзии и других странах Юго-Восточной Азии.
Список известных сегодня ветвей стиля:
Большинство ударов в традиционном винчунь наносится выставленной
вперед второй фалангой указательного пальца, ладонью или кончиками
пальцев, защита же в основном осуществляется средней частью
предплечья. Основные принципы юнчунь:
Бой бойцы винчуня ведут на короткой дистанции, где можно дотянуться
до противника кистью руки, а еще лучше - локтем. С целью прорыва на
достаточно близкую дистанцию используются специальные типы
перемещений. Ударов ногами в стиле немного, они используются в
сочетании с ударами руками. Обычно ногами бьют по коленям противника
одновременно с атакой руками на верхнем уровне.
Из оружия в наиболее популярной сегодня версии Е Вэня изучают длинный
шест и т.н. "ножи-бабочки" (два ножа, у каждого из которых ширина
лезвия сравнима с гардой). В других версиях встречаются и другие виды
оружия, вплоть до меча-цзянь и буддийских четок.
В версии Е Вэня изучается три комплекса без оружия - "маленькая
идея", "наведение моста" и "нацеленные пальцы". В других версиях
имеются и другие комплексы. Вьетнамский винчунь, к примеру,
подчеркивая свое легендарное южношаолиньское происхождение,
практикует комплексы пяти животных.
Для подготовки к реальному бою помимо упражнений "чисао"
используются многочисленные разновидности парных упражнений, а
также тренировки на специальном манекене ("деревянном человеке").
В настоящее время в мире существует много организаций, занимающихся
распространением стиля. Они основаны как учениками Е Вэня, так и
учениками его учеников. Наиболее крупными являются две. Первая -
это World Wing Chun Kung Fu Assotiation (Всемирная Ассоциация Вин
Чунь Кунг Фу). Ее глава - William Cheung (Вильям Чжан), именно он
привел к Е Вэню своего друга Ли Сяолуна, который впоследствии стал
всемирно известен как киноактер Брюс Ли. Другая - Ving Tsun Kung
Fu Assotiation (Ассоциация Вин Цунь Кунг Фу), ее возглавляет Leung
Ting (Лян Тин), в настоящее время она является крупнейшей в мире.
Между упомянутыми двумя организациями существует острое
соперничество, которое вылилось в 1984 году в прямое столкновение,
случившееся на проводимом Вильямом Чжаном в ФРГ семинаре. Эта история
ныне известна как "германский инцидент".
Помимо организаций, в которых занимаются версией стиля, идущей от Е
Вэня, существуют также федерации, занимающиеся другими версиями.
В качестве примера можно упомянуть Ассоциацию Вин Цзунь Тэ Конга со
штаб-квартирой в Ханое, они занимаются вьетнамским винчунем.
Е Вэнь и Ли Сяолун (Брюс Ли), 1964
(кулак вечной весны из провинции Фуцзянь).
(кулак вечной весны Фэн Шаоцина).
(кулак восхваления весны рук Будды).
Говорят, что это направление содержит элементы Южного Богомола и
внутренних систем семьи Фу.
(кулак восхваления весны деревни Гулао).
Иногда этот стиль называют Пяньсань винчунькуэн (кулак восхваления
весны с корпусом, повернутым боком).
(кулак восхваления весны из оперы).
(кулак восхваления весны Красной Джонки
(семьи Хуан)).
(кулак восхваления весны Красной Джонки
(семьи Ху)).
(кулак вечной весны Чжишаня).
(кулак восхваления весны Цзю Ваня).
(кулак восхваления весны Ли Шина).
(кулак восхваления весны Лян
Гуанманя).
(кулак восхваления весны стран Юго-Восточной
Азии).
(кулак вечной весны Пань Нама).
(кулак вечной весны Лю Дашэна).
(кулак восхваления весны Е Вэня).
(кулак восхваления весны Жуань
Цишаня).
Отличительной чертой винчунь являются упражнения "чисао" ("тьешоу")
- "липкие руки", благодаря которым боец приучается постоянно
находиться своими руками в контакте с противником, чувствовать все
его движения и мешать ему проводить свои приемы.
Статьи